К Вьетнаму, к героической борьбе его народа против агрессии США прикованы взоры всего человечества. Тема эта не сходит со страниц газет, из передач радио.
Казалось бы, что нового к тому, что мы уже знаем об этом, может прибавить документальный фильм? Посмотрите «Семнадцатую параллель» и вы убедитесь, как справедлива поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Вы ощутите, какая волнующая сила заключена в документальных кадрах, снятых на месте событий, кадрах осмысленных, превращенных в стройный кинематографический рассказ настоящими художниками.
Этот фильм создан большой группой вьетнамских и французских кинематографистов под руководством всемирноизвестного голландского документалиста Йориса Ивенса. В первых же кадрах (когда идут титры) на несколько секунд мелькнет облик автора. Седой человек в белом, согнувшись у аппарата, всматривается вдаль — туда, где кипит бой. Лауреат Международной Ленинской премии за укрепление мира между народами— Ивенс всегда на передовой, там, где идет борьба за правду, за будущее человечества. Он снимал в Испании, снимал битву за освобождение Китая, снимал на Кубе. С первых же дней войны во Вьетнаме его сердце и талант — с борющимся народом. Это не первый его фильм о Вьетнаме. На этот раз Ивенс из широкого потока событий взял лишь небольшую часть, рассказал о борьбе, развернувшейся на пограничной линии, делящей страну на две части. Линия эта проходит по семнадцатой параллели, по реке Бен Хой. Американцы стремились превратить ее берега в пустыню, отрезать Север от Юга. Им не удалось это. Не удалось сломить сопротивление патриотов. Жизнь на 17-й параллели продолжается и борьба продолжается. И нет сил, способных поставить на колени народ, поднявшийся на защиту своей свободы. Об этом рассказано в фильме языком фактов и документов. Рассказано правдиво, просто, эмоционально. Во множестве ярких зарисовок перед нами проходит жизнь людей на земле, где нет границ между фронтом и тылом, где каждый день — это борьба, это подвиг. Ивенсу не свойственны плакатно-обобщенные решения, иллюстративный обзор событий. В центр повествования выдвинуты люди, их судьбы. Старик-крестьянин рассказывает бойцам о сожженном урожае. Женщина-беженка вспоминает о детях, оставленных партизанам. Первое свидание отца с сыном, родившимся в Южной зоне. Все это волнующие человеческие документы. Многое снято скрытой камерой. Но снято людьми, сердца которых открыты людскому страданию и доблести. Операторы не искали эффектных кадров, они фиксировали жизнь — и пусть встреча членов комитета Партии трудящихся Вьетнама снята в полутемной хижине, где камере явно недостает света,— мы всматриваемся в этих людей, вслушиваемся в их беседу о боевом духе населения, о помощи пострадавшим, об урожае.
Сколько в фильме зорко схваченных выразительных деталей! И мальчики, маскирующие собаку ветками, и стадо коров, укрытое в траншее, и ловля рыбы, разведенной в воронке от бомбы, и девушка, обучающая товарок штыковому бою, и остроумное использование деталей со сбитых американских самолетов. Это штрихи сурового быта. Это жизнь под непрекращающимися бомбежками с воздуха и артобстрелами с моря. Есть селения, на которые захватчики обрушили в среднем по 70— 80 снарядов на одного жителя. Люди научились бороться с опасностью, строить жилища глубоко в земле. В подземных убежищах работают школы, магазины, мастерские, больницы и даже театр.
С любовью и гордостью рассказано в фильме о женщинах Вьетнама. Его дочери заменили ушедших в армию мужчин и в отрядах народной милиции, и в патрульной службе, и на полях. Люди живут, снося невиданные тяготы и лишения, и главное, — они борются. Растет вооруженное сопротивление захватчикам. Враг дорого расплачивается за свои злодеяния. Это фильм о несломленности народного духа, о том, как на опаленной огнем земле, в героике боев закаляется характер народа, крепнет его вера в победу. Боевую публицистическую ленту создал Й. Ивенс. Ее интересно и полезно посмотреть каждому.
Смотреть онлайн 17-я параллель: Дни и ночи (1973):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1973 года
Достали уже с этими авторскими правами!!!!!!!!
Ну не посмотрю я нужный мне фильм на этом сайте…..я найду его на другом!
Здесь явная путаница. Постер и название взяты от вьетнамского художественного фильма, а описание взято от документального фильма. Это совершенно разные фильмы!