Мосфильмовская картина «Без срока давности» тоже о войне и тоже о памяти. Той самой памяти, которая не дает нам права забывать о военных преступниках, предателях и изменниках Родины, чьи злодеяния в годы войны не подлежат амнистии и спустя сорок лет, на чьих кровавых делах историей навечно поставлен гриф «без срока давности». Стоп. Здесь кончается тема, заявленная фильмом, и начинается ее экранное воплощение, которое еще раз подтверждает старую истину о том, что порой благими намерениями режиссера вымощена дорога, скажем мягко, в не самый удачный фильм. Нет, я не против детектива, избранного создателями фильма в качестве формы повествования. Но, согласитесь, и детектив детективу — рознь. Как же давно, лет двадцать, пожалуй, я не видел на экране шпионов с такими откровенно шпионскими лицами, которые, выезжая на «дело», почему-то расплачиваются с советскими шоферами не иначе, как долларами. Как давно не замирало мое сердце при виде коварных врагов, пытающихся раздавить нашего контрразведчика лифтом или извести с помощью отравленного виски. А он не пьет, отказывается: пейте, мол, сами на здоровье. А потом с машины в вертолет, с вертолета на пароход и перед самой заграницей: «Вы арестованы, мистер такой-то». А как давно не глядел мне прямо в глаза седой и предельно усталый генерал, глубокомысленно размышляющий на тему «будем брать или подождем». Так давно, что, казалось, сегодня вести серьезный разговор со зрителем или даже развлекать его такими безнадежно устаревшими приемами уже неудобно.
Конечно, в рассказ о двух братьях, бывших карателях, оказавшихся после войны по разные стороны государственной границы и встретившихся в наши дни, чтобы переправить за кордон списки гитлеровской агентуры, а заодно и «расконсервировать» затаившихся шпионов-пенсионеров, безудержная фантазия сценаристов С. Гагарина, В. Кузнецова и постановщика Э. Ходжикяна внесла много нового. Например, без ложной скромности показанную историю грехопадения некоего моряка — большого любителя виски, импортного барахла и импортных див. Или потрясающую — любовно и с истинным размахом снятую режиссером — сцену выбора «мисс Средиземное море». В одном ее участнике, чей наряд составляют лишь плавки, бабочка и пиджак, вы без труда узнаете А. Гомнашвили — исполнителя роли Остапа Бендера в фильме «Двенадцать стульев», который в отличие от своего героя, очевидно, переквалифицировался не в управдомы, а в конферансье. А в других ролях — «наших» и «чужих» — увидите популярных актеров всех поколений: П. Глебова и Б. Щербакова, В. Сафонова и П. Буткевича, Э. Романова и В. Ларионова, В. Шиловского и Л. Нильскую. И, наверное, получите от фильма удовольствие. Особенно, если воспримете его не «взаправду» (как снимали создатели), а «понарошку» (как получилось в результате) или как… самопародию. Единственная просьба к вам, товарищи взрослые кинозрители: не берите на этот фильм с собой детей, хотя строгой надписи «детям до шестнадцати…» в кинотеатрах не будет. И даже не потому, что в нем чересчур много драк и красоток в бикини и без оных, но потому, что дети могут воспринять его всерьез. А воспитание художественного вкуса, как известно, дело весьма тонкое. Но именно в этой части фильм постоянно и «рвется».
Авторы сценария — Станислав Гагарин, Владимир Кузнецов
Режиссер — Эдгар Ходжикян
Оператор — Роман Веселер
В ролях: Борис Щербаков, Петр Глебов, Всеволод Сафонов, Людмила Нильская, Сергей Приселков
Год: 1986
Смотреть онлайн Без срока давности (1986):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1986 года