Целых два часа умилялся я этой картиной, вспоминая свое счастливое провинциальное детство и то, как мы мальчишками прорывались на картину про любовь «Дело было в Пенькове». Но вскоре умиленность моего зрительского состояния сменилась недоумением профессионального свойства: как же это удалось режиссеру сберечь и донести до нас, сегодняшних, стилистику и приемы кинематографа конца 50-х годов? Единственное, что отличает эти две, отстоящие на тридцатилетнем расстоянии картины, это то, что та, давняя, была, кажется, черно-белой. А эта, нынешняя, хоть и цветная, но целиком выплывшая из той эпохи – вкрадчивый закадровый голос, бесконечные наплывы, нанизанные в неукоснительно строевой последовательности эпизоды, чтобы не приведи Господь, зритель не терялся в догадках хитросплетенного сюжета. Ретро-спекция, интр-спек-ция – может, вам еще возвратной экспозиции заблагорассудится? Так не держим-с!..
Уныние, сменившее умильность, усилилось еще и тем, что премьера фильма почти совпала по времени с возобновленным спектаклем Театра на Таганке «Живой» — постановкой, которая 21 год боролась за свою жизнь. Так вот, спектакль «Живой» и спустя 21 год живет полнокровной жизнью. А фильм «Из жизни Федора Кузькина», сегодня снятый по повести Бориса Можаева, выглядит довольно странным и неказистым анахронизмом. Возможно, поклонники старомодного кино, если таковые еще остались, и испытают ностальгическую грусть по вялотекущему литературному кинематографу.
«Ну, прямо, как в книге!» — бытовала когда-то такая устная положительная рецензия на экранизации литературных произведений. Это считалось признаком хорошего тона, когда «прямо, как в книге». Ну, если и впрямь «прямо, как в книге», то зачем тогда еще и фильм снимать-тратиться?
Этот вопрос начал возникать у многих, когда медленно и неповоротливо влеклась к своему долгожданному концу суперэпопея «Война и мир». Смысл таких подробных и покорных экранизаций стремительно утраивался, кинематографисты бились в поисках кинематографического эквивалента литературы и когда находили его, появлялись такие произведения как «Солярис», «Сталкер», «Бирюк», «Поцелуй», «Неоконченная пьеса для механического пианино».
Ну а если кинорежиссер поисками кинематографического эквивалента и не думает озаботиться, то и появляются такие произведения как «Из жизни Федора Кузькина» — грамотные, четкие, гладкие и умозрительные. Могут ли они хотя бы заинтересовать современного искушенного и избалованного зрителя? Не берусь и никогда не возьмусь отвечать за зрителя, мнение которого почти всегда совпадает с мнением критики, а лишь поделюсь хрупкой надеждой на то, что у этой картины, быть может, найдутся, дай-то Бог, и свои поклонники, и свои сторонники.
Если хотят быть взаимно счастливыми – пусть будут ими.
Киностудия им. М.Горького
По повести Б.Можаева «Из жизни Федора Кузькина
Авторы сценария – Борис Можаев, Станислав Ростоцкий
Режиссер – Станислав Ростоцкий
Оператор – Владислав Меньшиков
В ролях: Александр Суснин, Татьяна Бедова, Петр Щербаков, Михаил Кокшенов, Анатолий Бородин, Павел Винник
Год: 1989
Смотреть онлайн Из жизни Федора Кузькина (1989) — часть 1:
Смотреть онлайн Из жизни Федора Кузькина (1989) — часть 2:
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1989 года