Thursday, April 25th, 2024

Беспредел (1989)

Дата 8 августа, 2012 Автор   ·   Нет комментариев

Беспредел (1989)Надо отдать должное оперативности, с какой режиссёр Игорь Гостев закрыл ещё одно «белое пятно» на советском экране. Говорю об этом без малейшей иронии. За последние годы мы навидались на экране всякого, но вот будни современной исправительно-трудовой колонии предстали в кино впервые, во всяком случае, в таком объёме. А это, согласитесь, куда менее выигрышный материал, чем страдания валютных проституток или беспечальные похождения доморощенной мафии. Убогий брак, штрафной изолятор, истоптанный арестантскими башмаками пяточёк земли- вот и всё место действия. Жестокие нравы уголовного мира, где действуют свои законы, которые хочется назвать волчьими, — вот социальная атмосфера фильма. Борьба за право верховодить в браке. В зоне – вот и вся пружина конфликта. Мало? Много? Как посмотреть…

Мне нравиться то, что Игорь Гостев, опираясь на очерки журналиста ЛЕОНИДА НИКИТИНСКОГО, опубликованный в «Огоньке», не стал разукрашивать сюжет, вводить побочные линии, ретроспекции и прочии приметы иной, вольной жизни. Но, к сожалению, и жестокому драматизму лагерной реальности довериться до конца тоже не рискнул. Стиль картины, с одной стороны, тяготеет к документализму, суховатой протокольности «физиологического очерка», с другой – намекает на некую метафоричность, многообразность – отсюда штампы типа повторяющегося матива с небом, разлинованными колючей проволокой, или обугленного дерева посреди зоны… С одной стороны, часть актёров играет строго, «под документ», другая – «рвёт страсти в клочья»… В итоге в фильме нет той беспощадной убедительной среды, что достигнута, к примеру, в фильме А. Рогожкина «Караул», но и не всегда прорывается высокое дыхание притчи, чтобы мы могли сказать, что образ зоны стал в «Беспределе» некой моделью мира, хотя именно в эту сторону, как мне представляется, и смотрит режиссёр.

Иерархия лагерных представлений и ценностей, если вдуматься, доподлинно отражает нашу «большую» жизнь. Только в зоне и бесправие слабого, униженного, и злое торжество «хозяев» жизни чувствуется во сто крат сильнее. Один из «сильных мира сего» — некто Князь, уголовник со стажем, комфортно обжившийся в тюремных стенах. Даже в штрафном изоляторе он через систему «шестёрок» и подкупленного персонала держит в руках весь лагерь. Тем более что на него работают своеобразные десятники, «прорабы» — те вершат власть в своей ячейке зоы: собирают подушную дань с каждого зека, окорачивают строптивых, одаривают нелагерными благами (водочкой, травкой) послушных. Чем не модель административной системы, на самом верху которой спивается безграничной властью местный фюрер в майорских погонах? Это он «наматывает» и сбрасывает сроки, это он разработал изощрённую систему всеобщего фискальства и повиновения, это он, в конечном счёте, переступил все пределы человеческого падения. Ибо двойная мораль, двойная личина, которую демонстрирует этот респектабельный «пахан» , страшнее законов уголовного мира, безусловно, жестоких, но имеющих в то же время свою «профессиональную этику». Люди, подобные Куму (так между собой зеки называют майора), начисто её лишены. В этом образе, в этом драматургическом узле фильм, безусловно, поднимается над простой хроникой лагерной жизни, выходит к широкому обобщению.

К сожалению, так нельзя сказать о всех мотивах и сюжетных линиях фильма. Сколь ярко, точно, зловеще обрисованы в картине кланы, или, если хотите, класс жрецов беспредела, столь, увы, неубедительно, беллетристично выглядит в фильме те, кто бросил вызов произволу, кто не потерял в зоне своих убеждений, достоинств, совести. Это относиться и к молоденькому лейтенанту внутренних войск – слишком одномерно положительному, понадобившемуся авторам только для того, что бы отвести упрёки в «очернительстве» администрации исправительных учреждений, чьи попытки выбрать некий «третий» путь, не примыкая ни к воровской стае, ни е лагерному начальству, отдают богатой отечественной литературной традицией. Не случайно обычно точный актёр АНДРЕЙ ТАШКОВ («Сыщик» — Евгений кулик, «Сашка» — Сашка, «Подросток» — Аркадий, «Полевая гвардия Мозжухина» — Алексей Шаронов) играет здесь грубовать, с нажимом.

И уж совсем странной фигурой выглядит Филателист – лагерный новичок, хлипкий интеллигентик в очках, сеющий «гроздья гнева» против лагерного произвола. Бунт, который Филателист поднимает (ценой своей жизни) против бесчеловечных порядков зоны, — это, конечно, сильный сюжетный ход. Но не слишком ли эффектно решено здесь противостояние добра и зла? АНТОН АНДРОСОВ – хороший актёр,мы знаем его по «Плюмбуму», но в «Беспределе», на мой взгляд, наивность его героя граничит подчас с глупостью, бесстрашие отдаёт пустым позёрством, а на полном серьёзе изрекаемая революционная фраза вызывает и вовсе каммический эффект…

Вполне вероятно, что квартира ИГОРЯ ГОСТЕВА вызовет популярные оценки (первые послепремьерные отклики это подтверждают). Однако на завышение достоинств «Беспредела», ни попытка зачислить его в ряд слабой неоконъюнктуры не кажутся мне плодотворными. И. Гостев снял актуальный, спорный, серьёзный, не лишённый художественный изъянов фильм, который тем не менее обозначает новые, более широкие пределы его творческих возможностей.

Авторы сценария – ЛЕОНИД НИКИТИНСКИЙ, ИГОРЬ ГОСТЕВ
Режиссёр – ИГОРЬ ГОСТЕВ
Оператор – ГРИГОРИЙ БЕЛЕНЬКИЙ
Художник – ИВАН ПЛАСТИНКИН
Композитор – АНДРЕЙ ПЕТРОВ
Звукооператор – ВЛАДИМИР КУРГАНСКИЙ

Роли исполняют:
Калганов – АНДРЕЙ ТАШКОВ
Мошкин-Филатенист – АЛЕКСЕЙ МОХОВ
Венька Гендельман – АЛЕКСАНДР МОХОВ
Могол – СЕРГЕЙ ГАРМАШ
Пистон – НАИЛЬ ИДРИСОВ
Окунь – АЛЕКСЕЙ ЛЕПИХИН
Кум – ЛЕВ ДУРОВ
Отрядник – АЛЕКСАНДР КУЗНЕЦОВ
И другие…

Смотреть онлайн Беспредел (1989):

Смотреть онлайн:

Рассказать в блоге

На форуме

Смотреть онлайн Беспредел (1989). На нашем сайте Film-old.Ru размещены старые фильмы и вы можете смотреть Беспредел (1989) совершенно бесплатно и без регистрации. Надеюсь вам понравится на нашем сайте и вы найдете именно тот фильм, который вы искали. Приятного просмотра!

Метки:

Комментарии (0)



80-е

фильмы 1989 года

Еще старые фильмы

Умереть молодым (1991)

Художественный фильм в жанре мелодрамы был снят американским кинорежиссером и сценаристом Джоелом Шумахером. На исполнение роли главного героя пробовались, но затем отказались сниматься: Мэл Гибсон, Кэрри ...

Последние