Человек, серьезно занимающийся творчеством, подобен альпинисту, взбирающемуся на некую заоблачную, неразличимую снизу вершину. Путь его долог, труден, чреват отступлениями и, в принципе, бесконечен, ибо за достигнутой высотой – всегда высота. У Бориса Плотникова особая судьба в кино. Он начал восхождение с главной роли в «Восхождении» — знаменательная игра слов. Он дебютировал на головокружительной высоте и на пронзительной ноте. Образ Сотникова в фильме Василия Быкова и Ларисы Шепитько – сразу очень высокая ступень художественного постижения человека. Пленный партизан Сотников уходил в небытие с фашисткой петлей на шее, оставляя на прощание нашей памяти взор, полный такой великой муки, такой великой веры и такой неистребимой одухотворенности, которая сильнее всех тиранов и варваров, когда-либо осквернявших лик планеты.
И конечно не случайно пристальный режиссерский взгляд Ларисы Шепитько среди многих кандидатур выбрал на роль Сотникова именно Бориса Плотникова, тогда практически неизвестного широкому зрителю актера, работавшего вдалеке от шума столицы в Свердловском театре юного зрителя. Лариса Шепитько открыла его для большого кино. Созданному им образу рукоплескали в кинозалах многих стран. Это было счастье. И это была драма. Где взять дыхание, чтобы идти вверх, начиная от такого уровня? Нужна адекватная по силе литература, драматургия, режиссура. А если таковой кинематографическая судьба пока не предоставляет?
Актер не сдается. И не разбрасывается – лишь бы играть. Он упорно осваивает тему, столь мощно заявленную в «Восхождении». Я обозначил бы ее так: интеллигент перед нравственным выбором. Такой трудный выбор приходится делать и его Андрею Белорецкому, этнографу прошлого столетия, берущему в руки оружие, чтобы наказать зло («Дикая охота короля Стаха»), и Мечтателю из телевизионных «Белых ночей» по Ф. Достоевскому, жертвующему своим счастьем ради счастья любимой, и западному журналисту Манфреду из фильма «Две главы семейной хроники», стремящемуся во что бы то ни стало понять правду нашей революции, «сколь бы соблазнительным не был привычный для его коллег лжи и наветов».
Рано или поздно Борис Плотников пришел бы к современной теме, ибо современен способ его актерского мышления и поведения в предлагаемых сценарием ситуациях. Роль молодого инженера Костина (фильм «Дублер начинает действовать»), по условиям производственного эксперимента занявшего на месяц пост директора довольно крупного предприятия, несомненно стала для Бориса Плотникова важным шагом к постижению нравственного и гражданского самосознания его сверстника начала 80-х годов – опять же интеллигента – в условиях необычных, неожиданных, экстремальных обязанного принимать принципиальные решения, делать трудный, много определяющий нравственный выбор.
Восхождение продолжается.
Рассказать в блоге
На форуме