Thursday, April 25th, 2024

Братья Карамазовы (1969)

Дата 17 сентября, 2012 Автор   ·   Нет комментариев

Братья Карамазовы (1969)Мы не приемлем «достоевщины», которую так ценят и которой так восхищаются буржуазные теоретики и писатели. Из слабых сторон творчества Достоевского они сотворили себе кумира и стараются всемерно подражать ему. Не знаю, как для кого, но для меня самое главное в творчестве Достоевского — это огромное, необъятное стремление жить. Это страстное, непобедимое желание делает его великим художником.
Иван Пырьев.

Когда меня спрашивают, какие роли мне больше по душе, отвечаю: те, которые требуют больше усилий, к которым нелегко подступиться. Вероятно, по этому признаку мне и дорог Алеша Карамазов.
Андрей Мягков.

Иван Карамазов — это очень сложный психологический портрет человека, во многом заблуждающегося, но не приемлющего мира божьего, в котором столько страданий и слез, и понявшего, что религия не может оградить человека от жестокой действительности» Пере»болев душевно и физически, Иван, как мне кажется, многое поймет и в результате должен будет прийти к нравственному выздоровлению.
Кирилл Лавров.

Дмитрий, с его наивным пониманием жизни, не видя глубоких социальных причин того времени, объясняет все зло близкой ему действительности взаимной ненавистью людей друг к другу. И он, с его широкой натурой, с его тягой к любви и добру, в конце концов, становится жертвой своей собственной страсти, злобы и непонимания причин человеческой жестокости.
Михаил Ульянов.

Покойный И. А. Пырьев шел к «Братьям Карамазовым» — сложнейшему роману Ф. М. Достоевского — долгой и трудной дорогой. Он несколько лет вынашивал идею постановки «Идиота» — и с успехом реализовал свой давний замысел в 1958 году. После этого — неудача с экранизацией «Белых ночей»: она огорчила многих зрителей, почитателей таланта Пырьева, но для самого режиссера не прошла бесследно — художник учится не только на победах, но и на поражениях.

И вот «Братья Карамазовы». И. А. Пырьев более года пишет сценарий, одновременно продумывая режиссерскую «партитуру» фильма, многократно обсуждает со своими ближайшими помощниками возможный состав исполнителей: роли труднейшие — кому их поручить? Затем начинаются съемки, требовавшие такого напряжения сил, которое и молодому человеку нелегко выдержать. А Ивану Александровичу в ту пору было за шестьдесят. И сердце не выдержало. Он умер в разгаре работы, отсняв примерно две трети материала. Его режиссерскую работу завершили артисты — исполнители главных ролей Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, — они осуществляли режиссерские функции при съемках сцены суда над Митей и некоторых других сцен финальной части картины. Они же руководили монтажом фильма по наметкам и планам, какие остались от И. А. Пырьева. Теперь этот большой фильм выходит на экраны.

Зрители и критики будут о нем спорить, как спорили они почти о каждой пырьевской работе,— может быть, на этот раз споров будет даже больше, чем обычно. У фильма уже после первых просмотров появились поклонники и противники. Но, судя по первым вспышкам дискуссий, даже противники не отрицают того, что это большая работа большого мастера.

В фильме много актерских удач. Может быть, несколько театрально, но очень сильно играет роль Федора Карамазова артист МХАТ М. Прудкин. Подлинной победой режиссера И. Пырьева и артиста А. Мягкова стала роль Алеши Карамазова. При чтении романа Алеша не угадывается в таких же отчетливых и резких чертах индивидуальности, как, скажем, Федор, Иван, Митя Карамазовы. Актер придал размытым, трудно уловимым чертам экранную отчетливость, раскрыв глубины бесконечно сложного характера. Очень интересен артист В. Никулин в роли Смердякова — идя от понимания образа изнутри, он нашел весьма точную и выразительную внешнюю пластику роли, сыграл Смердякова так, что зритель, перечитывающий роман после фильма, не сможет, я уверен в этом, отделить свое читательское видение Смердякова от его экранного воплощения Никулиным. Помимо режиссерских заслуг Лаврова и Ульянова, успеху фильма (а успех этот можно смело предсказать) поможет талантливое, вдохновенное исполнение ими ролей Ивана и Мити Карамазовых. Актерские работы в фильме неравновелики. Среди них есть и не очень глубокие. Скажем, среди первых зрителей многие сетуют на сравнительную слабость женских образов, особенно образа Катерины Ивановны. Тем не менее в фильме нет художественной разноголосицы. Он отмечен цельностью, последовательностью драматургии и режиссерских решений. В нем есть стиль. Пырьевский стиль.

Во всем оставаясь самим собой, Пырьев «не борется» с Достоевским, а в главном остается верен роману — и как сценарист, и как режиссер. Но не все строки, не все главы романа он читает с одинаковым интересом, с одинаково внимательным выделением подробностей. У наго есть свои пристрастия. Так, и у просвещенного зрителя может сложиться впечатление, что Пырьев излишне «шекспиризирует» Достоевского. Да, в фильме постоянно чувствуется поистине неуемный темперамент режиссера. Да, на акране бушуют шекспировские страсти. Именно бушуют — другого слова тут на подберешь. Но ведь и сам Достоевский многими мотивами и чертами своего творчества близок Шекспиру. Он трагедиен. И он страстен — до беспредельности. В фильме нет причесывания одного писателя под другого. Просто Пырьев выделяет и выдвигает на первый план то шекспировское, что есть в романе. Просто он пластически обнажает, что герои Достоевского живут страстями, и у них горячая кровь. Столь же разборчиво прочитана автором фильма философия романа. Пырьев выдвигает на первый план иконоборчество, млтежность героев романа и ни на минуту не умиляется религиозному смирению (а у Достоевского есть, среди других, и такая слабость — она больше подходила бы людям маленьким, придавленным). В фильме горячо дискутируются вопросы — в чем смысл жизни, что может, что должен и не должен делать человек, и обходятся те мотивы романа, в которых «достоевщина» перекликается с философско-религиозным оправданием рабства. Философски роман более противоречив, чем фильм. И в атом смысле он — богаче, мысль его — сложнее, многослойнее. Но и то, что воплотилось в экранном действии, многое дает зрителю для понимания Достоевского, для такого понимания, которое обогащено духовным и нравственным опытом народа, накопленным за десятилетия, отделяющие нас от времени, когда писался роман.

Смотреть онлайн Братья Карамазовы (1969):

Смотреть онлайн:

Рассказать в блоге

На форуме

Смотреть онлайн Братья Карамазовы (1969). На нашем сайте Film-old.Ru размещены старые фильмы и вы можете смотреть Братья Карамазовы (1969) совершенно бесплатно и без регистрации. Надеюсь вам понравится на нашем сайте и вы найдете именно тот фильм, который вы искали. Приятного просмотра!

Метки:

Комментарии (0)



60-е

фильмы 1969 года

Еще старые фильмы

Умереть молодым (1991)

Художественный фильм в жанре мелодрамы был снят американским кинорежиссером и сценаристом Джоелом Шумахером. На исполнение роли главного героя пробовались, но затем отказались сниматься: Мэл Гибсон, Кэрри ...

Последние