По иному построен и решен другой болгарский фильм — «Цепь». Это фильм одного героя, но с большим социальным подтекстом. На протяжении большей части картины мы видим только беглеца (так и не названного по имени) с тяжелой цепью на ногах. Мы знаем, что это — коммунист, трижды приговоренный к смерти, видели, как удалось ему убежать в последний раз. Превозмогая и тяжкие физические страдания, и муки одиночества, переплывает он, спасаясь, реки, бродит по лугам, взбирается на горные кручи. Три смертных приговора вселили недоверие в его душу, он стал избегать людей — ведь они могут его выдать. Пусть спрятал его от облавы дорожный механик — беглец уходит, не дождавшись возвращения своего спасителя. Вот и женщина, встреченная в сожженной карателями деревне, гонит его прочь, считая коммунистов виновными в гибели ее очага: ведь деревню уничтожили за помощь жителей партизанам. Бредет одинокий беглец дальше. И не просто, не сразу приходит к мысли, что нельзя относиться ко всем, как к врагам. Жизнь — это цепь из людей, и если эта цепь оборвется — без нее человек — не человек, так же, как одно звено цепи — еще не цепь. Вот та глубокая истина, которую постигает беглец, та основная мысль, которую утверждает картина. И когда беглец, не желающий подвергать риску семью приютившего его крестьянина, сам сдается карателям, он убеждается в правоте этой мысли: караульный солдат спасает его ценою собственной жизни. Беглец, наконец, добирается до партизан, и в фильме это звучит как предзнаменование освобождения всего болгарского народа от ига фашизма…
Замысел фильма, рассказывающего и показывающего нам, в основном, одного героя — труден для воплощения. Сценарист А. Вагенштейн, режиссер Л. Шарланджиев, исполнитель главной роли В. Попилиев преодолели эти трудности с честью.
ФИЛЬМ ОТСУТСТВУЕТ
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1964 года