До последнего времени мы, кажется, даже не отдавали себе отчет в том, насколько странны условности, в которых мы привыкли существовать.
Вот человек, работающий в учреждении с плохо произносимым названием и еще более неясным предназначением, собрался ехать в заграничную командировку – а в отделе кадров ему объясняют, что он представил не те фотографии: нужно непременно в овале, он же принес обычные, квадратные. В бухгалтерии, куда по дороге заглядывает несостоявшийся путешественник, ему говорят загадочную фразу: «На вас – птичка». Это значит, что-то там не в порядке с алиментами, которые герой выплачивает на сына, и вот в ведомости против его фамилии проставлена «птичка». В отделе тем временем накрывают на стол: праздник на носу, нужно срочно скинуться и выпить, но одновременно кто-то требует сию же минуту провести собрание, нужен кворум, и чтобы резолюция была непременно оформлена сегодняшним днем. Что за резолюция? Почему непременно сегодняшним – непонятно. А из окна на все это таращится огромный глаз одного из недавних идеологических вождей – там, на улице, вешают к празднику наглядную агитацию, и чей-то портрет завис как раз над комнатой, где разворачивается действие. От всего этого герой плачет, спрятавшись в жалком учрежденческом сортире… Когда все это происходило? Вчера? Позавчера? Да, может быть, даже и утром сегодняшнего дня, хотя наглядной агитации на улицах наших городов, к счастью, теперь поубавилось.
Но авторы фильма «Чернов» — кинодраматург Анатолий Гребнев и актер Сергей Юрский, дебютирующий в качестве режиссера, — исследует не столько недавнее прошлое, сколько психику советского человека, надолго исковерканную всеми этими «птичками», «кворумами», «резолюциям», длинными, как роман, анкетами, которые требовалось заполнять в нескольких экземплярах… Исследуется душевное состояние рядового гражданина, оттого и фильм назван по его фамилии – Чернов. Не слишком выигрышное название, но точное. Авторы своим фильмом как бы тоже поставили перед этой фамилией, распространенной почти так же, как Иванов или Сидоров, птичку. И предложили сыграть главную роль Андрею Смирнову – режиссеру, драматургу, одному из бывших руководителей нашего Союза кинематографистов.
Значит, актер Юрский выступает в роли поставщика. А режиссер Смирнов – в роли артиста. Это не случайная подробность их творческих биографий. Смена ролей как бы освободила авторов от слишком тесных оков профессионализма. Фильм сделан с азартом, с каким иной раз сочиняются капустники, хотя он достаточно драматичен, по своей сути. Ко всем лента, попавшим в мой репертуар, я должна вроде относиться с одинаковым интересом – но можно сделать одно признание? Фильм «Чернов» мне нравится более всех других. Наверное «птичка», поставленная против фамилии героя, и ко мне тоже относится…
ТО «Товарищ» Киностудии «Мосфильм» при содействии «Рохас Студио Фильм» (Испания)
Автор сценарии – Сергей Юрский, при участии Анатолия Гребнева
Режиссер – Сергей Юрский
Оператор – Михаил Агранович
В ролях: Андрей Смирнов, Елена Яковлева, Олег Басилашвили, Михаил Данилов, Елена Коренева, Сергей Юрский
Год: 1990
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1990 года