Этот фильм начался, когда режиссер Сергей Соловьев прочитал повесть Б. Ряховского. Она покорила его поэтичностью языка и удивительной наполненностью слова. поэтому и стилистика фильма, поставленного по этому произведению, сильно отличается от художественного языка прежних картин Соловьева. Почти все они посвящены миру детей. «Сто дней после детства», «Наследница по прямой», «Спасатель». Так что в «Чужой…» Соловьев продолжает свою тему. Но разительно изменилось его отношение к художественному кинематографическому образу. Огромная роль в картине принадлежит изображению.
Надеюсь, что эти заметки помогут понять талантливый фильм, который вводит зрителя в неповторимы мир, в атмосферу странную, тревожную, печальную и счастливую.
Художественный образ «Чужой…» складывается из двух пластов: реальности жизни и реальности сознания.
Жизнь: пыльный городишко где-то в казахских степях. Ущербный послевоенный быт. Мальчишка из эвакуированных, прозванный Седым за клок белых волос, доставшихся в «наследство» от тифа. Смерть матери. Возвращение с фронта отца, бывшего художника, которого контузия превратила в калеку. И голуби, море голубей в бескрайней сини над раскаленным солнцем крышами и спекшейся в бесплодную серую корку землей. Голубиная лихорадка, охватившая весь город. Трепещущее тельце озноб от мысли, что именно ты, Седой, поймал белую голубку, о которой грезили все от мала до велика. И боль потери, бессилие перед подлостью. И первый бой, бой не за белый живой комок, а за собственное достоинство, с теми, кто презирает в людях людей.
И тут в картине открывается второй пласт – реальность сознания. И главное в нем – рождение человеческой личности. А смысл истории как нельзя лучше могли бы определить чеховские слова: «Я всю жизнь по капле выдавливаю из себя раба».
И еще ода чрезвычайно важная идея проходит через весь фильм. Героев его одолевают поиски абсолютных возвышенных идеалов – у каждого они свои, хоть, на чужой взгляд, могут показаться и незначительными. А рядом погибает человек – известная актриса, которой каждый из них мог помочь, но не сделал этого. Ее судьба закончилась трагически. Как часто, движимые высокими идеями, мы забываем о человеке, что рядом с нами.
Авторам фильма удалось перенести на экран и мысль об огромном нравственном заряде ребят послевоенного времени. Когда они, не ожидая подсказки (порой ее не от кого было ожидать), самостоятельно решали сложные вопросы бытия. Это ни в коей мере не в упрек сегодняшним детям, которые, по меткому выражению С. Соловьева, все-таки «бройлернее», нежели ребята тех лет.
Мы попытались дать вам самое общее представление о «Чужой…». Но ведь слова порой бессильны описать то, что нужно увидеть. Посмотрите сами. Фильм того стоит.
«Казахфильм» при участии «Мосфильма»
Автор сценария и режиссер – Сергей Соловьев
Оператор – Юрий Клименко
В ролях: Слава Илющенко, Любомирас Лауцябичус, Людмила Савельева, Султан Бапов, Андрей Битов
Год: 1986
Смотреть онлайн Чужая Белая и Рябой (1986):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1986 года