Неспокойно на нашей планете. Жестокая война во Вьетнаме и второй необъявленный ее фронт в Лаосе тревожат людей. Общественное мнение гневно обличает преступную политику США, посягательство американцев на право людей свободно и счастливо жить на родной земле. Кинематографисты всего мира ведут репортаж с полей сражений, создают кинолетопись героического сопротивления. Французские режиссеры художественного кино К. Маркер, А. Ре-не, Ж. Л. Годар, К. Лелюш и другие под руководством старейшего документалиста Йориса Ивенса сняли в Ханое фильм «Далеко от Вьетнама». Недавно в Париже состоялась премьера новой картины Ивенса «17-я параллель, народная война». Сейчас автор ее продолжает съемки в Демократической Республике Вьетнам. Два советских кинооператора — Олег Арцеулов и Владимир Комаров — прошли партизанскими тропами Южного Вьетнама сотни километров. Результатом их съемок стал фильм «Меконг в огне». Об этой картине и ее режиссере-операторе Арцеулове много писалось и говорилось. Сам же он снова находился в пути. Почти полгода длилась командировка в Лаос и Северный Вьетнам. Из привезенного материала смонтированы два очерка. Первый — «Дни и ночи Лаоса» — зарисовки жизни и борьбы, которым кинокорреспондент был свидетелем. Рассказ он ведет от своего лица, просто и сдержанно, доверительным тоном, будто делится впечатлениями с каждым, сидящим в зрительном зале. …Природа там замечательная: пастбища, поросшие сочными травами; непроходимые заросли, населенные голосами птиц и зверей; скалистые горы. Издали они кажутся сиреневыми.
Русских встречают в Лаосе радушно. В честь нашего благополучного прибытия в небольшом селе устроили праздник. По древнему народному обычаю на запястья гостям повязали хлопковые нити — символ вечного братства со всеми жителями деревни. Застолица затянулась допоздна. Когда стемнело, хозяева ушли с односельчанами пахать землю. А на рассвете — очередной налет американской авиации, и война распорядилась по-своему, перепахала все наново. Бомба обрушила гостеприимный наш кров. Другая — оставила глубокую воронку вместо чьего-то жилья. Почти все население района укрылось в горах. В сумраке пещер ютятся старики и дети. Под толщью скал разместились заводы, кузницы, госпитали, лаборатории, военное училище и школы. Трудовые руки производят решительно все, что необходимо для жизни и борьбы.
Только под прикрытием темноты безопасно покидать убежища. Люди выбираются из пещер подышать свежим воздухом, вдохнуть аромат листвы, искупаться в студеном ручье… Мы не сказали о том, что роль диктора почти целиком передоверена в фильме выразительным кадрам, которым не требуется комментарий. Они сняты с глубоким настроением, отношением и темпераментом. Эпизоды, снятые в чреве гор, сделаны в черно-белой гамме. Сцены природы, ребятишки, покинувшие пещеры в короткие часы перерыва между тревогами, портреты солдат — на цветной пленке. Драматургия очерка строится на контрастах: свет и тьма; дни, милостью врага превращенные в ночи, и ночи, ставшие днями, поскольку тогда торжествует нормальная жизнь.
Самое запоминающееся в двадцатиминутном фильме о Лаосе — это портреты воинов, гордых и мужественных, удивительно красивые лица. В их чертах решимость, энергия, воля. Немудрено, что такой народ победить нельзя.
ФИЛЬМ ОТСУТСТВУЕТ
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1967 года