Этот фильм, несмотря на все видимые различия, какими-то глубинными нитями связан с предыдущей картиной. И плюсы, и минусы его примерно те же самые. Как и «Закат», «Дамский портной» поставлен по пьесе – в основе его старая, мало идущая на сцене драма Александра Борщаговского. Фильм этот можно отнести к мощному потоку антифашистского кино – к тому его направлению, которое воссоздает трагические страницы массового истребления евреев. В том же ряду – ленты, снятые во Франции. США, Польше. Авторами их были такие мастера, как Луи Малль, Джозеф Лоузи, Анджей Мунк. Сейчас фильмы этой темы, хоты и со стыдливым опозданием, стали появляться и у нас.
Героев фильма мы застаем в страшный для них момент. Они проводят последнюю ночь в родном доме. Наутро им, как и всем евреям оккупированного нацистами города, предписано с минимальным количеством вещей явиться в определенное место для отправки… Куда? Они этого еще не знают. Еще надеются, что, может быть, их просто ждет новое место жительства. Мы, в отличие от них, уже знаем: их отправят умирать. И адреса известны – Бабий Яр, Освенцим…
Итак, перед нами завязка истиной трагедии. Которая не состоится. Нет, вовсе не потому, что что-нибудь неожиданное случится с героями – они пойдут назначенным путем. А вот фильм своего пути к нашим умам и сердцам пройти не сумеет.
Капризная все-таки дама, эта Десятая Муза. Все предпосылки для создания высокой кинотрагедии, вроде бы, имелись: тема, сюжет, прекрасные актеры, точный расчет на неизбежное зрительское сопереживание. Но почему-то кажется, что все происходящее на экране отдельно от нас четвертой стеной, замкнуто в собственном, далеком от нас пространстве-времени, что прекрасные актеры – и даже Иннокентий Смоктуновский, так тонко чувствующий природу трагедии, — не проживают эту последнюю страшную ночь своих героев, а разыгрывают спектакль. Цельность которого (имевшая все основания стать его ценностью) разрушена к тому же усилиями все-таки стать фильмом. От театра авторы этой ленты попытались уйти, а к кино так и не добрались.
Надеюсь, впрочем, что это тот случай, когда зрители будут снисходительны к художественной стороне фильма и проникнутся состраданием к его героям, обреченным на гибель химерой, именуемой расизмом. И тогда он может прозвучать для них не просто еще одним реквиемом безвинным жертвам, но и словом, важным сегодня. Потому что покуда каждый из нас в самом сердце своем не понял, что нельзя и все, выделять из общего мирового потока целые народы и делать их изгоями по национальному или расовому признаку, ох как далеко нам еще до желанной демократии. И как еще близко к фашизму.
По одноименной пьесе Александра Борщаговского
«Фора-фильм» ЭТЦ при Мосгорисполкоме
Автор сценария — Александр Борщаговский
Режиссер – Леонид Горовец
Оператор – Александр Яновский
В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Васильева, Елена Козелькова, Нелли Климене, Алексей Зайцев
Год: 1990
Смотреть онлайн Дамский портной (1990):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1990 года