Жарким блеском горят начищенные медные поручни, запахом свежей морской соли насыщен легкий бриз, весело несутся посреди корабля упругие, гибкие дельфины… Идет к родным берегам «Цесаревич» корабль русской пароходили компании. Верхняя палуба, салоны, роскошней ресторан полны «чистой публики»: пассажиры первого класса наслаждаются комфортом в тесном и душном третьем классе плывет «простой народ»: возвращаются с горькой чужбины не, нашедшие там счастья мужики с детьми и женами, с нищим своим скарбом, А совсем внизу бессонно и гулко стучат машины, летят в топку тяжелые лопаты угля, мокры от пота спины, черны от угольной пыли и усталости лица кочегаров…
Это было шестьдесят лет назад вскоре после революции 1905 года и восстания на «Потемкине». Из Америки возвращался русский корабль «Цесаревич» корабль и 205 живых душ среди открытого океана…Но минут какие-то считанные часы, и полыхнет на месте *Цесаревича* огромной силы взрыв, и наполнятся слезами глаза капитана, из спасательной лодки неотрывно глядящего на то, как в огне погибает родной корабль.
Что же случилось с «Цесаревичем»? Кто виноват, что в сотне миль от берега, взывая о помощи оказались шлюпки и плоты, переполненные испуганными людьми? Прекрасный советский писатель Борис Житков был моряком, знал и любил море и тех, кто по нему плавает. В своём рассказе, послужившем сюжетной основой фильма «День ангела», он не просто рассказал случаи из морской жизни его прежде всего занимает нравственный облик людей моря, кодекс их чести, сила их духа. В трюме тлеет пожар, первым его обнаружил «заяц» матрос с «Потемкина», тайком пробирающийся в Россию (артист Р. Хомятов). Потемкинец смело идет к капитану, чтобы сообщить о беде, и старый, на вид такой сухой и чопорный капитан (артист И. Пepeверзев) не выдает беглеца.
Пожар набирает силу, тлеют переборки, пузырится краска…
Фильм сценариста С. Тарасова и режиссера Говорухина густо населен людьми, портреты которых, порой запоминающиеся, создают популярные актеры: тут и гуляка-купец (артист Б. Андреев), и русский дворянин, разбогатевший на золотых приисках Клондайка (артист А. Азо), и опереточная певица (артистка Н. Фатеева), и цыганский певец (солист театра «Ромэн» В. Баглаенко). Но самая сердцевина фильма это, конечно, старый моряк, сыгранный Николаем Крючковым. Артист показывает нам тяжелую драму доброго, честного, старательного моряка, наверняка оступившегося впервые в жизни, впервые в жизни нарушившего служебный долг и ставшего виновником беды. Как искрение раскаяние Ивана Антоныча, как он горько, безудержно плачет перед капитаном, открывая тому правду о страшном, взрывчатом грузе, который он, старпом, потихоньку от всех, за взятку принял на борт. И как естественно решение боцмана остаться на обреченном корабле, чтобы принять гибель вместе с ним.
Крючков играет просто, скромно, душевно. Он играет драму раскаяния, давая почувствовать силу всепобеждающей человеческой совести.
Смотреть онлайн День ангела (1968):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1968 года