Tuesday, April 23rd, 2024

Десятый шаг (1967)

Дата 12 августа, 2012 Автор   ·   Нет комментариев

По мотивам произведений Р. Эйдемана снят на Киевской киностудии им. А. Довженко фильм «Десятый шаг». Он посвящен как раз тем самым событиям на Украине 1920—21 годов, когда, по выражению М. Шолохова, бандиты гонялись за продкомиссарами, а комиссары за бандитами. Название фильма навеяно статьей в «Правде» тех лет: «Мы сделали девять шагов на пути к полной победе. Мы должны сделать и десятый шаг. Если мы не сделаем этого десятого шага…»

Вокруг этого-то десятого шага по ликвидации бандитизма и сплетаются в фильме все события. Место действия — символический городок Степянск. А вот участники событий.

Председатель местной чека Петр Линде, железный латыш, типичная фигура тех лет, спокойный, действующий без осечек. Комиссар Осип Дзюба, прямо из боев пришедший на пост председателя ревкома в Степянске, усталый от работы, даже во сне не выпускающий из рук маузера. Жена комиссара, бывшая гимназистка, пошедшая за мужем в революцию. Тоже до некоторой степени типичная фигура — человек на перепутье: муж — комиссар, а брат — из белогвардейцев, и все родственные связи сохранены. В красивую жену комиссара влюблен (или был влюблен с гимназических времен) приятель ее брата, тоже раскаявшийся белогвардеец, а на самом деле — тайный руководитель готовящегося в городке мятежа. Надо отдать авторам должное: они не карикатурят врага, и Владимир Дружников создает характер реальный и серьезный.

Чтобы закончить обзор действующих лиц, кинем взгляд в степь, где шатается банда Хмары, главная опора мятежа. В облике атамана артист Константин Степанков дает еще один вариант культу рничающего «батьки»; все они, вообще говоря, происходят от бывшего учителя Нестора Махно, все ужасно любят «обхождение»; степянский «батька» носит очки и щеголяет умными словами. Во всех этих фигурах есть элемент традиционности, даже цитат-ности, но сценарист Николай Фигуровский втягивает их в такое стремительное сюжетное действие, что где-то в середине ленты вы обнаруживаете (без особого, кстати, разочарования), что смотрите самый настоящий детектив.

Продкомиссар Глузкин едет инкогнито в деревню, а в это время тайный беляк, вскруживший голову предревкомовой жене, выуживает у нее фотоснимок продкомиссара и сигналит в банду — Глузкин попадает в засаду. Атаман между тем готовит вторжение в город: банда решает просочиться сквозь заставы под видом делегатов крестьянского съезда. Чуя опасность, железный Линде подсылает в банду чекиста, который должен войти в доверие к бандитам. Чекист демонстрирует перед атаманом «ненависть к большевикам». Он стоит среди бандитов, когда те пытают старика-железнодорожника, и мальчишка-сын, видящий смерть отца, запоминает лица мучителей. Но самое страшное ждет этого чекиста в тот момент, когда атаман приказывает ему принародно убить комиссара Глузкина. Ситуация страшная. Чекист и комиссар хорошо знают друг друга, знают и ту роль, которую каждый из них играет в этой игре. Выхода нет: чекист не может выдать себя. И все-таки:

Беги, Арон, слышишь, — шепчет чуть слышно. — Толкни меня и беги…
— Нет. Выполняй свой долг, Миша. Постарайся убить сразу.
— Я не смогу.

— Я не хотел бы стонать перед ними… Держись… Прощай, Миша… Чекист убивает комиссара. Никто из бандитов не видит его истерики потом, в поле. Но отныне он допущен «до атамана» и посвящен в планы восстания. С коими он и скачет тайно, в ночь, на станцию, чтобы предупредить Линде. И садясь уже в вагон, вдруг слышит выстрел, и спиной принимает пулю, и поняв, что убит, поворачивается увидеть лицо бандита, настигшего его.

И видит лицо мальчика, сына того старика-железнодорожника, и пистолет в детских руках.

Пережитого Робертом Эйдеманом хватило бы на десять таких фильмов. Герой и командир гражданской войны, сражавшийся против Врангеля и Деникина, ловивший на Украине последние бандитские шайки, он не только прожил жизнь подстать эпохе, он еще успел и написать о ней. История гражданской войны знает номкора Эйдемана. История латышской советской литературы знает прозаика Эйдемана, автора рассказов и повестей, вместивших, разумеется, далеко не все, чего свидетелем и участником был их автор.

ФИЛЬМ ОТСУТСТВУЕТ

Смотреть онлайн:

Рассказать в блоге

На форуме

Смотреть онлайн Десятый шаг (1967). На нашем сайте Film-old.Ru размещены старые фильмы и вы можете смотреть Десятый шаг (1967) совершенно бесплатно и без регистрации. Надеюсь вам понравится на нашем сайте и вы найдете именно тот фильм, который вы искали. Приятного просмотра!

Метки:

Комментарии (0)



60-е

фильмы 1967 года

Еще старые фильмы

Умереть молодым (1991)

Художественный фильм в жанре мелодрамы был снят американским кинорежиссером и сценаристом Джоелом Шумахером. На исполнение роли главного героя пробовались, но затем отказались сниматься: Мэл Гибсон, Кэрри ...

Последние