Согласитесь, что в произведениях детективного жанра подчас не в меньшей степени, чем сюжетная интрига, расследование и преследование, нас занимает сама сфера действия, среда, в которую мы погружаемся, чтобы вместе с подлинными героями фильма найти и обезвредить преступников. И в этом смысле латышский фильм «Двойной капкан» предоставляет зрителям весьма любопытный материал. Речь в нем идет о подпольном бизнесе, где расчет ведется на рубли и доллары, а покупки тайно переправляются за границу. Пестр круг «продавцов» и «покупателей» — здесь и внешне благопристойные западные бизнесмены, не брезгующие, однако, партнерством с профессиональными уголовниками, здесь и мелкая «рыбешка», плавающая на взбаламученном дне – фарцовщики-перекупщики, тряпичники, кассетчики – шушера, готовая клюнуть на любую приманку с иностранной наклейкой. За рубеж уходят ценнейшие предметы старины, оттуда – пачки хрустящих долларов, тряпье, кассеты и «духовная пища» в виде пропагандистских и порнографических журнальчиков.
…Следственным органам становится известно, что на одном из зарубежных аукционов продавались предметы старины, тайно вывезенные из нашей страны. В связи с этим в Риге арестован некий Блумберг, которому принадлежали всплывшие на западе ценности. Но нужны доказательства, неопровержимо подтверждающие это. Нужен свидетель. И он существует. Это подпольный эксперт Пуринь, некогда за приличное вознаграждение оценивающий вещи из «коллекции» Блумберга. И вот в его доме раздается звонок «из органов». Пуриню сообщают, что Блумберг арестован и что лишь добровольное, чистосердечное признание может смягчить вину соучастника. Тот, естественно, соглашается… Но странной и в высшей степени драматичной оказывается его встреча с «представителями закона». На таинственной загородной даче, откуда Пуринь не выйдет живым…
Такова остросюжетная завязка фильма «Двойной капкан». Свидетель ликвидирован самими злоумышленниками. Следственные органы вынуждены «за недостатком улик» освободить Блумберга из-под стражи.
Мы с вами в самом начале двухсерийного детективного марафона. И это начало сулит киногероям и зрителям участие в напряженной и опасной схватке с противниками, которые, опасаясь от капканов, не останавливаются ни перед чем… но не будем раскрывать сюжетных секретов картины.
«Детективный жанр, — говорит режиссер-постановщик Алоиз Бренч, интересует меня как возможность проанализировать природу человека, приблизиться к реальным конфликтам в обществе, дать картину определенной жизненной философии и нравов. Каждая из моих работ последнего времени пыталась исследовать какую-то аномалию в характере, которая может стать роковой для человеческой судьбы: жажду наживы – «Свет в конце тоннеля» и «Ключи от рая», карьеризм – «Ралли», трусость в «Подарках по телефону», эгоцентризм – «Быть лишним» В «Двойном капкане» я впервые для себя делаю кинематографическую попытку понять механизм воздействия на какую-то категорию современной молодежи чуждых нам воззрений, «идеологической контрабанды».
Очевидно, вам припомнились некоторые картины Алоиза Бренча. Он опытный и популярный мастер детективного жанра. Об этом свидетельствует прокатный успех его фильмов, приз за лучшую кинорежиссуру, которым был отмечен психологический детектив «Быть лишним» на X Всесоюзном кинофестивале. И, конечно, стоит здесь вспомнить, с каким интересом смотрела многомиллионная аудитория телезрителей семисерийную картину «Долгая дорога в дюнах», которой Алоиз Бренч отдал несколько лет напряженной творческой работы.
Дебютировавший в кино как документалист, Алоиз Бренч точен в соблюдении правил и профессиональных нюансов криминалистики, в воссоздании реальной фактуры событий. Он любит придерживаться фактов, тем более, что они зачастую бывают поразительнее любого вымысла. Знаю, что часто в основу его картин ложились материалы подлинных расследований. И вместе с тем детективным кинолентам режиссера присущи психологизм, подтвержденный искусной игрой актеров, и столь же искусное владение всеми скрытыми пружинами интриги.
Так и в «Двойном капкане». Следя за развитием сюжета, мы с удивлением обнаружим, что в фильме словно бы отсутствует тот главный герой-детектив, который обычно вступает в непосредственный контакт с преступниками. Мы видим «штаб операции». Иногда слышим телефонные звонки, на которые полковник Пумпур неизменно отвечает: «Докладывай ежедневно. Будь осторожен. Желаю успеха». А между тем Алоиз Бренч утверждает: «Я впервые ставлю детектив, где в центре повествования не антигерой, а герой в полном смысле этого слова, аккумулирующий в себе и нравственные ценности нашего общества, и принципы поведения настоящего мужчины».
Рижская киностудия
Автор сценария – Владимир Кузнецов
Режиссер – Алоиз Бренч
В ролях: Альгис Матулёнис, Лилита Озолиня, Юрис Леяскалис, Янис Зариныш, Эдите Сагатаускайте, Юрис Плявиныш
Год: 1985
Смотреть онлайн Двойной капкан (1985):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1985 года