Saturday, April 20th, 2024

Фронт в отчем доме (1984)

Дата 31 марта, 2012 Автор   ·   Нет комментариев

Фронт в отчем доме (1984)Вот он, этот дом, по которому пройдет фронт, по которому уже проходит эта невидимая линия, словно рассекающая его по сердцу. Иссеченный дождями, привольно раскинувший на холме над озером свои пристройки, амбары, флигельки, добротный, построенный на века крестьянский латышский дом, где найдется вдоволь места для всей семьи, как бы ни была она велика, где найдется для всех работа. Ибо дом этот – не просто жилье, это крепость, это укрытие, где можно спрятаться от любой беды, укрыться, отлежаться, переждать. Ибо так завещано сыновьям и внукам отцами и дедами, крепко стоявшими на своей земле, упрямыми и недоверчивыми, независимыми и упорными.

И. кто знает, быть может, он и стоял бы так, на отшибе своем, этот дом на краю холма, глядя на недальнюю церковь и другие такие же отвернувшиеся друг от друга дома-хутора; быть может, м текла бы в нем жизнь как встарь, отмеряемая лишь сменой времен года, лишь сменой крестьянских забот, если бы не война, не оккупация, не освобождение Латвии от гитлеровцев, если бы не история, взорвавшая этот устоявшийся быт, казавшийся незыблемым, эти привычки, обычаи, обряды и нравы.

Об этом драматическом времени – последних месяцах войны и начале послевоенной, но все еще не мирной жизни рассказывал роман известного латышского писателя Бруно Саулитиса «Ясеневая аллея», экранизированный режиссером Эриком Лацисом. Как и роман, фильм «Фронт в отчем доме» рассказывает историю двух братьев Пайпала – Антона и Карлиса, выросших в одном доме, в одной семье, но выбравших разные пути в жизни, — Антон еще до войны ушел в политику, работал в подполье, сидел в тюрьме, потом партизанил, затем служил в армии, а сейчас возвратился в родные места парторгом волости. А Карлис так и просидел все эти годы на хозяйстве, на отчем наделе, на своей земле, желая лишь одного, чтобы все – и свои, и чужие – оставили его в покое, не мешали честно трудиться, жить честно, честно умножать и сохранять то, что досталось ему от предков. И потому он просто не обращает на все происходящее никакого внимания: это не его война, он живет по своим, мирным, правильным законам, и если кто-то спасет ему жизнь, Карлис ответит ему тем же, все равно, кем будет этот человек, партизаном, «лесным братом» или даже немецким офицером.

Однако история не оставит его в покое, тем более, что придет она сюда, сначала в освобожденный волостной городок, а потом и на хутор, в облике младшего брата, Антона, который и будет начинать заново то, что начиналось перед войной и было просто прервано. Приостановлено; который и будет восстанавливать разрушенное и строить новое, ломая заскорузлый хуторской быт и характер, пробиваясь сквозь упрямый крестьянский здравый смысл к самому главному и человеческому, что есть в его земляках.

И пусть собственно конфликт между братьями почти не выплеснется наружу, на поверхность (фильм Лациса удивительно сдержан в проявлении каких-либо чувств и страстей), пусть просто разойдутся их пути и позиции, но на самом деле весь смысл жизни братьев Пайпала и многих их земляков будет определяться в эти осенние дни сорок четвертого именно этими конфликтами, этими столкновениями мировоззрений, идеологий, нравственных кодексов. Ибо все персонажи этой картины. С какой стороны баррикады они не находились бы, оказываются перед необходимостью сделать решающий выбор, оказываются перед лавиной неразрешимых проблем, обрушивающихся на них в эти переломные недели и месяцы. И время не дает им передышки, не дает отсрочки, заставляет решаться на ход, без подготовки, опираясь лишь на свои собственные представления о том, как должен вести себя человек в критической ситуации.

Это было тем более необходимо, что в эти осенние месяцы еще бродили по лесам Латвии немецкие солдаты, еще стреляли из-за угла «лесные братья», и хотя в картине Лациса нет почти ничего от традиционного приключенчества, привычного в лентах, посвященных послевоенной поре на западных границах нашей страны, однако ощущение постоянной опасности, угрозы, нависшей над будничными, бытовыми ситуациями – крестьяне возвращаются в родные места, крестьяне сообща молотят хлеб, крестьяне пилят лес, выгоняют скот на пастбище, — наполняет эти простые действия каким-то тревожащим, небезопасным, взрывчатым содержанием. Это ощущается особенно отчетливо еще и потому, что даже сцены безусловно драматические в фильме сознательно лишены патетики, приподнятости, экспрессии – пожалуй, только одна из них, венчающая фильм, снята в манере подчеркнуто метафорической, символической: панорама длинной ясеневой аллеи, ведущей к дому братьев Пайпала, начинается картиной мирной молотьбы, новой жизни, пришедшей в эти места, а кончается автоматной очередью, настигающей Антона Пайпалу, человека, который пришел сюда и остался здесь, чтобы эта новая жизнь могла начаться раз и навсегда.

Рижская киностудия
Авторы сценария – Антон Брокс, Эрик Лацис
Режиссер – Эрик Лацис
В ролях: Гунар Цилинский, Эдуард Павулс, Роланд Загорскис, Лилита Озолиня, Вайронис Яканс, Роберт Зебергс
Год: 1984

Смотреть онлайн:

Рассказать в блоге

На форуме

Смотреть онлайн Фронт в отчем доме (1984). На нашем сайте Film-old.Ru размещены старые фильмы и вы можете смотреть Фронт в отчем доме (1984) совершенно бесплатно и без регистрации. Надеюсь вам понравится на нашем сайте и вы найдете именно тот фильм, который вы искали. Приятного просмотра!

Метки:

Комментарии (0)



80-е

фильмы 1984 года

Еще старые фильмы

Умереть молодым (1991)

Художественный фильм в жанре мелодрамы был снят американским кинорежиссером и сценаристом Джоелом Шумахером. На исполнение роли главного героя пробовались, но затем отказались сниматься: Мэл Гибсон, Кэрри ...

Последние