Что угодно, но скучать на этой картине вы не будете. Жика Митрович сделал кондиционный детектив: с таинственным убийством и запутанным следствием, с дракой и погоней, с призраком в черных перчатках и многозначительными деталями, толкающими поиски на ложный путь. Так что приходится изрядно поломать голову, пока убийцу находят. Рекомендуя вам это зрелище, я прошу вас поломать голову и еще над одной проблемой. Проблема — характер главного героя. Это мне кажется даже более интересным делом. Убит артист, певец, композитор, автор популярных шлягеров, любимец публики и кумир женщин, светило телепередач и гордость фирмы, выпускающей грампластинки. Следователь задает себе элементарный вопрос: у убитого были враги? Казалось бы, невероятно… но в ходе дела выясняется, что ему завидовали и его ненавидели чуть ли не все, кто с ним соприкасался; что его считал своим врагом сосед, у которого он увел жену, что его ненавидел отец соблазненной им девушки, что ему угрожал приятель — композитор, у которого он украл идею шлягера, а заодно и молодую невесту… Этот баловень судьбы воистину не стеснялся, и он умел выкручиваться — обаятельный, веселый и непосредственный… до тех пор, пока его не прирезали.
«Муравей всю жизнь трудился и ничего не достиг, а Обезьяна прыгала по деревьям и стала человеком». — Перед нами, конечно, типичный «прыгун по деревьям», причем талантливейший прыгун (его играет известный у нас певец и артист Зафир Хаджимапов), но вот как мы должны относиться к этому непринужденному сыну Аполлона, — проблема. Авторы фильма не без оснований видят в нем авантюриста; такая версия не новость в югославском кино: Любиша Самарджич, играющий здесь одного из следователей, в свое время дал шарж именно на такого прыгуна по деревьям в «Карьере авантюриста». Но в принципе вопрос сложнее: тема обаятельной, игривой и лукавой талантливости, противостоящей пресному усердию посредственности, имеет в прошлом такие решения, как «Дон Жуан» и «Моцарт и Сальери». Эта тема и теперь знает разные варианты оценки. Во всяком случае, в «Дороге» Ф. Феллини веселый циркач, погибший от рук мрачного Дзампано, тоже ведь был «прыгуном по деревьям», а мы его жалели, не так ли? А все роли Сорди? А наш И. Смоктуновский, глубже всех разработавший психологический тип обаятельного и талантливого шалопая в веере вариантов от «Ночного гостя» до физика Куликова? Я не собираюсь здесь углубляться в существо проблемы. Скажу только, что на фоне раздумья мирового кино над тем, что я назову условно: «право таланта на беззаботность», — фильм приобретает явно недетективное значение. Убийцу-то нашли и им покидаете кинотеатр удовлетворенными. Но есть тут кое-что и поважнее уголовного дела…
ФИЛЬМ ОТСУСТВУЕТ
Рассказать в блоге
На форуме
Так где же фильм?????