Свою жизнь в искусстве Иван Александрович Пырьев начал с актерской работы в театре Пролеткульта. В середине двадцатых годов его, как и таких «пролеткультовцев», как Эйзенштейн, Юткевич, привлекает кинематограф. После короткой практики в должности помощника режиссера И. А. Пырьев получает право на самостоятельную постановку. «Пробами пера», если можно применить это выражение к режиссеру, были для него фильмы «Государственный чиновник», «Конвейер смерти», затем он создает «Партийный билет» (1936 г.) — этим фильмом о сложнейших коллизиях классовой борьбы в «мирное время» начинается биография мастера.
Огромную популярность в народе принесли Пырьеву его знаменитые комедии довоенных лет — «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух». В комедиях этих воплотилось ощущение жизни, рожденное в советских людях первыми победами пятилеток. В них живет, искрится юмор — подлинно народный, многоцветный, очень естественно соединяющийся с лирикой, с мотивами и образами, воплощающими поэзию советской жизни.
В годы Отечественной войны И. А. Пырьев ставит одно из лучших кинопроизведений военных лет — суровый, гневный и мужественный фильм «Секретарь райкома», а потом снова возвращается к своему любимому жанру: в комедии «В шесть часов вечера после войны» он еще задолго до завершения боев предвещает радость победы. В картине «Сказание о земле Сибирской» комедийное действие развертывается на эпических просторах Сибири, в столице страны — Москве. В этом же ряду стоят и «Кубанские казаки» — фильм, ослабленный элементами приукрашивания жизни, но тоже очень интересный своими яркими комедийными красками и народными характерами.
О чем бы ни рассказывал И. А. Пырьев в своих комедиях, каждый его рассказ становится поводом, чтобы познакомить зрителя с интересными людьми, с просторами родной страны и многоцветной, насыщенной трудом, заботами и радостями жизнью ее людей, с новыми запоминающимися песнями. В последнее десятилетие своей жизни, продолжая работу над современной темой («Наш общий друг», «Свет далекой звезды»), И. А. Пырьев много творческой энергии и вдохновения отдал экранизации Достоевского («Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы»). Человеческий и художнический облик И. А. Пырьева невозможно представить себе, не думая о его заботах и делах, выходящих за пределы режиссерской профессии. В течение нескольких лет он возглавлял крупнейшую в стране киностудию «Мосфильм» и много сделал для ее расширения и для того, чтобы на экранах страны зазвучали голоса кинематографической молодежи. И. А. Пырьев был одним из организаторов Союза кинематографистов СССР, председателем его Оргкомитета.
Рассказать в блоге
На форуме