Люблю американское кино.
Более того, когда думаю о том, почему вообще до сих пор кинематограф мне все же интересен, прихожу к выводу, что интерес этот жив в значительной степени за счет подпитки американским кино. Отбросим частности и вынесем за скобки дребедень (как отечественную, так и американскую) – так вот, когда смотрю наши фильмы (лучшие, подчеркиваю, глубоко ценимые мною), ощущаю свой возраст, опираюсь на свой жизненный опыт; американское же кино – отбрасывает меня в детство. Понимаю, что становлюсь наивным, но не раздражаюсь, а радуюсь, отдаюсь во власть давно изжитых, казалось бы, ощущений.
Со мной играют, и игра эта радует.
Как профессионал, не устаю удивляться тотальной популярности американского кино, которое, составляя всего 5 процентов мирового кинопроизводства, занимает 60 процентов мирового экранного времени. Вот это КПД… В игру американского кино играют богатые женщины и бедные мужчины, хладнокровные супермены и комплексующие тинэйджеры, университетские профессора и патентованные путаны, европейские старухи и азиатские дети, адепты капитализма и апологеты социализма… Американское кино, как говорится, оно и в Африке американское кино.
И если мои слова походят на гимн, то потому, наверное, что служат они вступлением к фильму Френсиса Форда Копполы – режиссера, который в моем сознании и ассоциируется с этим феноменом, именуемым «американское кино».
Я видел почти все фильмы этого 50-летнего бородача, и в каждом из них – будь то криминальный «крестный отец», пацифистский «Апокалипсис сегодня», мелодрама «От всего сердца» или психологическая новелла «Бойцовая рыбка» — явлена модель жизни, понятная, уверен, любому человеку, несмотря, повторяю, на социальные, расовые, возрастные и половые различия. Потому что во всех своих картинах Коппола говорит о любви. Одни его герои обделены ею, другие – сгорают от нее, третьи – тяготятся ею… Любовь – как важнейшая ценность человеческой жизни, рядом с которой даже самые невероятные вершины утоленных амбиций кажутся едва заметными холмиками, поросшими выгоревшей травой суетных притязаний.
Допускаю, что предложенный мною интеграл грешит субъективизмом, допускаю, что иной зритель видит в фильмах Копполы «более существенные» вещи. Что ж, «плюрализм мнений» полезен не только для общественной жизни, без него и восприятие искусства превращается в поверку на армейском плацу.
…Но я все же настаиваю на любви. Что же до «Клуба «Коттон», то она и только она движет тут сюжет – несмотря на феерию легендарного нью-йоркского ресторана-варьете, несмотря на перипетии гангстерской войны и прочие атрибуты «великого кризиса» 20 – 30-х гг. в США.
Будьте детьми, настройтесь на праздник, и ваше сердце оттает.
Но непременно обратите внимание на то, как виртуозно Коппола накладывает швы, соединяя реальность с вымыслом, быт – с условностью музыки. Музыкальные сцены здесь достойны включения в высшую режиссерскую хрестоматию – так безупречен их вкус, так уверенно поддерживают они ритм повествования, так причудливо обогащают сюжет.
А глядя на Ричарда Гира, играющего Дикси Дуайера, главного героя, поразмышляйте, если будет охота, почему этот скуповатый на актерские краски и не такой уж красивый, в сущности, артист вошел в число наиболее крупных звезд мирового кино.
Впрочем, может, и не стоит так уж предаваться раздумьям.
Настройтесь на праздник. На любовь свое сердце настройте…
США
Авторы сценария – Уильям Кеннеди, Френсис Форд Коппола
Режиссер — Френсис Форд Коппола
Оператор – Стивен Голдблат
В ролях: Ричард Гир, Грегори Хайнс, Диана Лейн, Боб Хоскинс, Лонет Макки
Год: 1984
Смотреть онлайн Клуб «Коттон»:
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1984 года