Роман писателя Болеслава Пруса экранизировали маститые мастера польского кинематографа — сценарист Казимеж Брандыс и режиссер Войцех Хас. Дыханием4 романтической драмы овеяны события и фигуры, выведенные на экран. Прихотливая игра высокомерия и корыстолюбия, ненависти и любви, низости и самоотвержения, ревности и благородства движет действие…
Вместе с тем, вслед за романом, фильм отмечен подлинной психологической глубиной, реалистической при стельностью в воспроизведении быта и нравов. Главный конфликт его вписан в тщательно проработанный социальный фон. Польша, вторая половина XIX столетия. Неудержимо оскудевают когда-то великолепные родовые гнезда шляхетской аристократии. Пришла пора для людей иной породы, — предпринимателей, торговцев, капиталистов. Но первые не хотят расстаться со своей суетностью, привычкой к роскоши, властолюбием и надменностью. А вторые проявляют напористость, цепкость, беспощадность.
И совершаются головокружительные сделки, творятся аферы. Шуршат ассигнации, звенит золото, переходя из кармана в карман. Все чувства напряжены до предела, нервы взвинчены… Великолепна изобразительная сторона фильма. Многие кадры его становятся истинным торжеством искусства оператора и художника. Картины богатства и нищеты соседствуют на экране бок о бок. Свет свечей оттеняет изысканность старинного гобелена. Женские туалеты соперничают в утонченности цветовых сочетаний. Играет всеми своими гранями хрусталь, матово сияют, переливаются шелка. И резким контрастом этому — убожество городской окраины, уличная поножовщина, искаженные злобой лица, скудость повитых паутиной каморок.
…Никто не знает, откуда появился в Варшаве Станислав Вокульский. Говорят, он воевал в Турции. Говорят, он нажился на военных поставках. Говорят, он участвовал в польском восстании и был сослан в сибирские рудники.
Как бы то ни было, сейчас он богат, очень богат… Роль Вокульского играет артист Мариуш Дмоховский. Его Вокульский — странный человек, в котором дремлют нерастраченные силы, бушуют страсти, но который несет в себе яд тайной горечи и разочарованности. Пожалуй, он близок в чем-то Печорину или Арбенину; во всяком случае, это герой той же романтической складки. Тайна Вокульского состоит в том, что он влюблен в Изабеллу Ленцку. А та пренебрегает им. Несмотря на то, что давно прожито состояние, и вот уже дом продан за долги, а старый граф Ленцкий по-детски радуется выигранным в карты грошам, мня себя великим практиком и утилитаристом. Артистка Беата Тышкевич играет женщину редкой красоты и уязвленной, изломанной гордости. Какие-то темные силы поселились в ее душе —холодность, и вероломство, и потребность играть сердцами, и смутное желание
мстить. За то, что приходилось унизительно торговаться в лавках, выгадывать копейки, перешивать старые платья, терпеть сострадательные взгляды. Уже став невестой Вокульского, Изабелла — такая трезвая, такая расчетливая — вопреки данному слову и собственной выгоде нанесла ему тяжкое оскорбление, вынудила порвать с ней. Вокульский навсегда пзкидает Варшаву. «Самое большое злодейство — убить любовь…» Весь романтический пафос картины выражен в этих словах.
Смотреть онлайн Кукла (1968):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1968 года
Замечательный сериал!Такие страсти-любовь,ненависть, презрение.И как в жизни-хорошее настоящее чувство мы часто меняем на пустяки, а потом кого виним в этом.