25 лет прошло с тех пор Школьникам 1943 года сейчас за сорок. Но фильм, словно машина времени, возвращает нас вспять к тому жаркому, трудному, военному лету. Во имя чего? Вопрос этот невольно возникает перед просмотром каждого нового фильма о войне. …Эшелоны. Воинские эшелоны. Для одних они были домом, судьбой, для других…
Панорамой небольшой станции в Таджикистане, откуда отправляются на фронт эшелоны, начинается фильм. Здесь мы знакомимся с пятнадцатилетним Хасаном Пулатоным, решившим бежать на фронт, «помогать отцу». Не взяли. И не на фронт, а в дом своего дяди Абдулатифа попадает мальчик. Приходит он туда с охотой, ведь Абдулатиф объяснил ему, что отцу-солдату можно помочь ударной работой в тылу. Правда, «ударная работа» оказывается цепью махинаций, которые обогащают чайханщика Абдулатифа. Но нашему герою лишь пятнадцать. Ему нетрудно внушить, что купить подешевле и подороже продать может лишь умный человек, настоящий мужчина. И Хасан начинает помогать дяде с увлеченностью и задором, присущими его возрасту. «Лето 1943» первая большая самостоятельная работа режиссера Маргариты Касымовой. Конечно, в ее фильме можно легко отыскать поводы для критических замечаний. Но есть в нем другое, более важное и ценное: самостоятельный, острый взгляд на людей и явления нашей жизни. Сатирическое дарование молодого режиссера несомненно. Вы согласитесь со мной, увидев на экране Абдулатифа (арт. М. Тохири). Его нетрудно разгадать с первого взгляда. Режиссер и актер и не пытаются «гримировать» этого проходимца и спекулянта для последующего разоблачения. Их замысел посложнее: обнажить корни жизнестойкости подобного типа. Абдулатиф силен убежденностью в том, что одним жизнь приготовила плов, другим — пустую похлебку, силен сознанием, что есть на свете люди, на которых можно воздействовать слезой или деньгами, а есть и такие, от которых ему нужно бежать без оглядки. Таких абдулатифов можно встретить и в наше время. По особенно многозначителен его образ в обстановке войны. Нетрудно понять поэтому, чем привлекла Кинематографистов повесть II. Толиса «Лето». Непреложная, суровая святость военного времени придает особую нравственную остроту происходящему на экране. Отсвет 1943 года помогает разглядеть и понять многое из того, с чем миримся мы в суете повседневности. Фильм снимал очень хороший оператор Борис Середин, приехавший в Таджикистан после окончания ВГИКа. Он продемонстрировал целый ряд интересных, свежих и точных бытовых зарисовок, особенно интересных для тех, кто не бывал в Средней Азии. Без преувеличения можно сказать, что почти все лучшие фильмы студии созданы при его участии. Недавно Б. Середин получил Государственную премию республики. Нам еще предстоит посмотреть фильм «Лето 1943» и высказать свое мнение о нем. Я же от души поздравляю М. Касымову с дебютом и с интересом буду ждать следующего ее фильма.
ФИЛЬМ ОТСУТСТВУЕТ
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1968 года