Совсем в иной манере поставлен А. Граником фильм «На диком бреге» по мотивам романа Бориса Полевого (сценарий Г. Капралова, А. Граника, при участии И. Дворецкого). Здесь сталкиваются очень определенные, знакомые по жизни и по литературе характеры. В центре непримиримый конфликт между ловким конъюнктурщиком и приспособленцем Петиным — главным инженером крупного строительства, и начальником Оньстроя Литвиновым, построившим немало электростанций, верящим людям, не отделяющим заботы о строительстве от забот о людях. Оба превосходные специалисты, оба блестяще знают дело, оба отличные организаторы. Оба заинтересованы в том, чтобы сдать электростанцию до срока. Конфликт этого кинопроизведения — не производственный, а моральный. Петин убежден, что «человек нужен только до поры, пока он нужен, а иначе его выбрасывают, и это приходится учитывать всем…» Единственный человек, который Петину необходим, — его жена Дина. А она не может простить мужу предательства, хотя предательство, совершенное Петиным, не имеет никакого отношения ни к ней лично, ни к их любви. Продолжая любить, она уходит и не вернется, потому что живет по другим моральным законам, и даже любовь не заставит ее мириться с подлостью. Петин одинок, и кара одиночеством, неизбежная для человека такой формации, подчеркнута в фильме еще сильнее, чем в романе. Ни умелая фразеология, ни ловкие вольты с приписками к отчетам, ни умение не оставлять следов в жестоких расправах с людьми не спасают Петина от одиночества. Хотя никакая уголовная ответственность или даже срыв в карьере ему не угрожает, все-таки победитель не он. Даже инженер Дюжев, в результате клеветнического доноса Петина отбывший срок в лагерях, лишившийся семьи, ставший алкоголиком, счастливее его, потому что сохранил достоинство, бескорыстие, душевную щедрость, уважение людей; не говоря уже о Литвинове. Этот человек, едва выживший после инфаркта, неизмеримо крепче и даже веселее благополучного Петина. Острота конфликта, многолинейность романа, развевленность сюжетных линий, естественно, не оставляют времени для пристального и неторопливого вглядывания в поведение и жизнь каждого из героев романа. Это обстоятельство могло, казалось бы, упростить решение отдельных характеров, но сильный актерский состав настолько индивидуален, четок и ярок, что веришь этим людям, даже если у них не вполне достаточно времени и поступков, чтобы развернуться во всю глубину. Такие отличные актерские работы, как Б. Андреев — Литвинов, А. Глазырин — Дюжев, молодые актеры: Т. Бестаева — Мурка, А. Лазарев — Надточиев, заставляют додумывать и верно чувствовать то, что осталось за кадром, то, каковы эти люди в жизни, не показанной на экране.
И все это завершается панорамой дикого брега Иртыша, гористыми берегами, нехоженой тайгой, огромным небом, богатой, суровой, дикой красотой природы Сибири, как бы напоминающей о том, у какой могучей силы отвоевано то, что строится людьми.
ФИЛЬМ На диком бреге (1966) ОТСУТСТВУЕТ
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1966 года