Tuesday, March 19th, 2024

Начало (1970)

Дата 27 сентября, 2012 Автор   ·   Нет комментариев

Начало (1970)В картине очень хороши ви­довые съемки:  панорамы международного порта На­ходка, старых и совсем моло­дых городов, пейзажи полей и лесов, величественность океанского простора. Но не это самое трудное в доку­ментальном кино, и не к это­му в первую очередь стреми­лись авторы фильма (сцена­рий Е. Легата, Ф. Фартусова, П. Демидова, режиссер Е. Ле­гат). Самое трудное в доку­ментальном кино — это чело­век, портрет человека. Всем нам доводилось видеть нема­ло лент, где люди, в жизни безусловно интересные, дер­жались с неестественной на­тянутостью, страдальчески смотрели в объектив, вымученно произносили заранее приготовленные слова. Это и в самом деле совсем непро­сто — забыть, что перед тобой кинокамера. Но еще слож­нее — «раскрыть» человека, «разговорить» его. Саша Реутов, один из героев этой картины, тоже стесняет­ся немного, щурится от ярко­го света, надолго замолкает и даже пытается, кажется, во­обще отвернуться от камеры. И мы едва ли уловим мо­мент, когда произойдет в нем какая-то внутренняя пере­мена, после которой он вроде бы и вообще забудет, что его снимают «для кино». Хотя и тогда он будет подолгу мол­чать, подыскивать нужное слово.  Но  теперь нам  уже ясно, Что это как раз оттого, что чувствует он себя совер­шенно свободно, просто та­кой у него характер. Но даже и не это — ощуще­ние Непринужденности, рас­кованности — самое важное. А вот что же он все-таки за человек, плотник-строитель Саша Реутов? Можно ли уз­нать это за те считанные минуты, что мы увидим его на экране? Оказывается — можно. Можно узнать так много, что для того, чтобы рассказать об этом, понадо­бился бы десяток страниц. Если не больше… Вот здесь-то и начинается высокое ис­кусство кинодокументалиста. Героев в картине несколько. Кроме Саши, это и председатель колхоза в Хабаровском крае Федор Егорович Вату­тин, и заведующая детсадом Вера Сергеевна Кащеева, и заслуженный лесовод Евге­ний Дмитриевич Липков, и металлург Алексей Войтович, и начальник порта Находка Юрий Иванович Островский, и другие.

Можно рассказать о челове­ке, показав его у станка, в колхозном правлении, за ра­бочим столом. Этим будет раскрыта очень важная сто­рона его  существа, но все-таки не все в нем. Потому что человеческая личность складывается из неисчисли­мого множества разнообраз­ных черточек и черт, из того, что давно уже прожито чело­веком, и из того, чем живет он сегодня. Это прекрасно понимают создатели карти­ны. Для них важно, конечно, что металлург Войтович умеет хорошо варить сталь, но важно и то, что он не умеет ходить на лыжах. И то, что у начальника порта бы­вает плохое настроение по утрам. И то, что председатель колхоза до сих пор втайне не может простить «измену» тем из односельчан, кто про­бовал когда-то уехать из колхоза, устроиться в других местах. И то, что старый па­сечник сам-то меда как раз не любит. И то, что лесовод пишет стихи…

Что объединяет этих людей? «Дальний Восток для них — не дальний». Но ведь они даже не знакомы, все они такие разные, а край, где они живут, огромен… И тем не менее эти люди, никогда не видевшие друг друга, ведут на экране один общий и очень интересный разговор. Опять-таки, это разговор на «вольную тему». О том, что такое талант. И о том, как меняется все здесь с годами: глядишь, не останется и в помине «дикой» дальнево­сточной природы… За что любит человек  свою жену.

И что он больше всего ценит в своей работе. Как завоевы­вается истинный авторитет в коллективе. И что способно улучшить человеку настрое­ние. Какие качества необхо­димы руководителю. Те, кто постарше из них, — вспоми­нают. Молодые строят планы на будущее…

О том, что они любят свой край, свою землю, свою ро­дину, эти люди не говорят. Такие непохожие во всем прочем, здесь они словно вступили в общий уговор. Не оттого ли, что всем им оди­наково претят выспренние, «красивые» фразы?.. Не отто­го ли все они не просто, не на словах, а по-настоящему очень любят свою землю?..

Начало.

«Да понимаешь ли ты, что такое драма­тическая актриса?.. Душа, жизнь, огонь… Бросится женщина в омут головой от любви -— вот актриса», — так говорил герой пьесы Островского «Лес», трагик Геннадий Несчастливцев. Здесь звучала мечта об Актрисе с большой буквы, кото­рой были бы по плечу все великие роли мирового репертуара. О настоящей ак­трисе… Все содержание, весь дух карти­ны, поставленной режиссером Г. Панфи­ловым, служит как нельзя лучше рас­крытию этих слов. Это рассказ об актри­се. Но не только о внешней линии ее биографии, ее первых успехах и триум­фах. Таких фильмов было у нас немало. Задача, стоящая перед авторами на этот раз, сложнее и глубже. Здесь раздумья о самой природе актерского таланта, о том, какие особые внутренние качества помогают стать человеку художником, как события реальной жизни претво­ряются в творчество. В последние годы кинематограф обретает к этой теме но­вый обостренный интерес. Вспомним та­кие картины, как «Дневные звезды», «Сюжет для небольшого рассказа», «Чайковский». При всем их несходстве, создатели каждой из них пытались про­никнуть, заглянуть в тайны творче­ства — поэта или писателя, драматурга или художника. «Начало» стоит в том же ряду. Но неповторимое своеобразие фильма заключается в том, что сделан он в шутливо непринужденной, почти комедийной  манере. Что, впрочем, не мешает авторам говорить о вещах очень сложных и вполне серьезных. …Бледнолицые инквизиторы зловеще и испытующе смотрят на девушку, одетую в мужское платье. Она погрешила про­тив церкви, она погрешила против зако­на. Пусть покается! Стражники окружи­ли ее плотным кольцом. Вот и палач. А вот и дыба, страшное орудие пыток. Это Франция, это средневековье… А по­том — бодро зазвенит звонок, возвещая, что киносъемка окончена, и актеры — они ведь тоже люди — будут беспокоить­ся об ужине, о погоде. Трагедия сменит­ся жизненной прозой. А Жанна д\’Арк улыбнется товарищам усталой и облег­ченной улыбкой.

Весь фильм строится на чередовании, казалось бы, несовместимых сцен. Давно прошедшие времена и — наши дни, Франция и — маленький городок Ре-чинск, речи архиепископов, князей и — быстрый говорок подружек Паши Стро­гановой. Этому есть чисто сюжетное оправдание: ведь Паша стала актрисой, она играет роль Жанны в кино. Но дело не только в этом. Существует внутрен­няя — очень тактичная, отнюдь не лобо­вая — перекличка между сценами «быта» и сценами «трагедии».

Все силы Пашиной любви устремлены на Аркадия, а тот оказался, хотя и добрым парнем, но изрядной размазней. Не раз случалось ему, к сожалению, оказывать­ся не на высоте, далеко не «рыцарем», не борцом за любовь. И, наверное, иная на месте Паши вынесла бы из всей этой истории только горький осадок неверия. Но есть натуры, сами настолько богатые, что разочарования им неведомы. Своим светом они озаряют и возвышают все, что втянуто в их душевную орбиту. Они бы­вают верны и щедры в любви. Несчастья не сокрушают их, а делают сильнее и богаче. Конечно, не все из них обязатель­но становятся художниками, артистами. Но все настоящие художники и арти­сты — обязательно такие. У этой картины очень обаятельная и своеобразная интонация. Авторы смот­рят на свою героиню, подмечая все ее забавные стороны, улыбаясь над ее не­истовым «донкихотством». Но очень уважая ее.

Есть выражение — «возвышающий об­ман». Паша видит жизнь сквозь особую призму, как бы с поправкой на этот вы­сокий «обман». Но все дело в том, что, в конечном счете, Паша каждый раз оказывается права.

Сыграв свою роль, став актрисой, герои­ня вернулась в Речинск. И вот на ска­меечке в городском саду сидит она рядом с пригорюнившимся Аркадием. «Ты меня осуждаешь?» — «Осуждаю!». Неприми­рима, холодна, неприступна… Но стоило только тому пожаловаться — и на что же? на то, что начал, вот, потихоньку лысеть… — как горячая волна любви, самоотвержения, великодушия подня­лась в Пашиной душе, растопила все ее обиды, стерла всю его вину и прегреше­ния. И снова она ему до гроба верна и все отдаст за него, вплоть до последней капли крови. И снова он — самый люби­мый на свете, и нет никого в мире его красивей. Это смешно?.. Да нет же, ведь это прекрасно!

…А где-то, привязанная к столбу, горит на костре, принимает мученическую смерть французская девушка Жанна д\’Арк…

У нас есть фильмы о физиках, о летчи­ках, об учителях, о спортсменах. Этот — об актрисе. Гордясь великими трудностя­ми своей профессии, гордясь той чудес­ной властью над человеческими сердца­ми, которую она дарит художнику, создатели этой картины словно бы спра­шивают нас вслед за героем Островского: да знаете ли, понимаете ли вы, что такое настоящая драматическая актриса?

Смотреть онлайн Начало (1970):

Смотреть онлайн:

Рассказать в блоге

На форуме

Смотреть онлайн Начало (1970). На нашем сайте Film-old.Ru размещены старые фильмы и вы можете смотреть Начало (1970) совершенно бесплатно и без регистрации. Надеюсь вам понравится на нашем сайте и вы найдете именно тот фильм, который вы искали. Приятного просмотра!

Метки:

Комментарии (0)



70-е

фильмы 1970 года

Еще старые фильмы

Умереть молодым (1991)

Художественный фильм в жанре мелодрамы был снят американским кинорежиссером и сценаристом Джоелом Шумахером. На исполнение роли главного героя пробовались, но затем отказались сниматься: Мэл Гибсон, Кэрри ...

Последние