Неожиданный финал придает этому румынскому фильму известное глубокомыслие. Но прежде, чем говорить о финале, признаюсь, что фильм этот, при всех его современных монтажных приемах, экспрессивной музыке и других подогревательных элементах, показался мне малотемпераментным. Средних лет мужчина едет жениться на молоденькой девушке. Это — реальный план действия. Мужчина вспоминает тот единственный день, который они с девушкой провели вместе, случайно познакомившись. Это — первая ретроспекция. Гуляя по мокрым от дождя улицам, заходя в старинные бары, ведя обычный «диалог влюбленных» у девушки дома, — герои вспоминают войну. Это — вторая ретроспекция, воспоминание в воспоминании. В конце войны мужчина был молоденьким подпольщиком, девушка — вообще не помнит ни войны, ни родителей, которые погибли. Но вот мужчина узнает в девушке ребенка, чей отец героически погиб под бомбами у него на глазах в то страшное время. Это узнавание разрешает, наконец, и лирический сюжет фильма, застывший на каких-то анемичных полуухаживаниях… И вот (возвращаю вас к реальному плану действия) — мужчина едет жениться.
Ф. Мунтяну, поставивший фильм по собственному сценарию (наши зрители знают этого режиссера по ленте «Тоннель»), сопоставляет два состояния, два поколения, две эпохи. С одной стороны — молодежь, выросшая среди обилия вещей, танцующая новые танцы, легкая, живая, беззаботная. Ф. Мунтяну снимает эти сцены в современной манере: кадр забит вещами, безделушками, предметами, кадр раздроблен, завален мелочами… С другой стороны — медлительный сорокалетний человек, затиснутый в морскую капитанскую форму, умеющий танцевать только вальс, чувствующий свинцовый груз опыта за плечами и ищущий счастья. В медлительном развитии романа главных героев угадывается — при всех, повторяю, находках режиссуры — довольно элементарная мысль: опыт, соединяясь с молодостью, дает счастье. Вы уже внутренне смиряетесь с румынской версией польской темы поисков прошлого (у поляков в подобных декорациях разыгрывалась настоящая драма); провожая героя до дверей его невесты, вы ждете, что невеста бросится на шею мужественному моряку, но на пороге квартиры появляется ее сверстник, легкомысленный губошлеп, и, запахивая полы халата, представляется остолбеневшему капитану как муж Анны. Финальные титры идут под вопли младенца, удостоверяющего из-за кадра подлинность столь неожиданного поворота событий.
Итак, жаль, когда опыт и молодость не соединяются… Глубокомыслие этого финала, как видите, не чрезмерно. Если «дважды два четыре» изобразить, как «четыре, деленное на два, есть два», то это, конечно, новая ступень мудрости. Но не последняя. Так что я призываю вас трезво подумать над этой лентой.
ФИЛЬМ ОТСУТСТВУЕТ
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1967 года
спасибо за сайт. но очень обидно когда после описания появляется трагическая надпись «фильм отсутствует»