Во-первых, это просто очень «душевный» фильм, способный тронуть зрительское сердце и поселить в нем сочувствие к непутевым персонажам. Авторы с улыбчивым прищуром рассматривают своих героев, стараясь, по возможности, скрыть от зрителя всю глубину горечи, которая может охватить, когда задумаешься, как живут простые советские люди на окраине простого советского городка. Создатели картины так подробно, так внимательно исследуют и показывают данные характеры в данных обстоятельствах, как любящий человек вглядывается в объект своего чувства. Именно сочувственно-любовная насмешливость авторской позиции лежит в основе первичной привлекательности ленты.
Во-вторых, это талантливое и профессиональное кино по всем параметрам — по сценарной оригинальности, по режиссерской смелости, по операторской находчивости, по актерскому «купанию в ролях». Люди поработали свежо, лихо и, как ощущается, с настоящим творческим удовольствием. А то, что делается радостно, и воспринимается хорошо. По-моему, это закон. Разумеется, когда речь идет об одаренных людях.
В-третьих, но это самое существенное, разговор со зрителем ведется на языке искусства кино, когда из пустяковых вроде бы подробностей рождаются образы и обобщения, когда отдельные планы, ракурсы и сцены воспринимаются как метафоры, когда нелегко отличить смех до слез от просто слез. Зрителям часто внушают, что так называемый «киноязык» — это сверхоригинальные кадры, многозначительная медлительность и некоторая заумь. Люди, не только смотрящие кино, но и читающие что-то о нем, уже почти убеждены, что чем фильм занудней, тем больше в нем «киноязык». Картина, вообще не вызывающая ни малейшего эмоционального отклика, может признаваться шедевром. Так вот мне хочется хотя бы частично изменить такую точку зрения и сказать: «Дорогие кинозрители, не впадайте в комплекс собственной неполноценности, если вам категорически не нравится фильм, объявляемый кем-то высочайшим искусством. Искусство, особенно зрелищное, обязано вызывать эмоции, а произведения, затрагивающие только интеллект, относятся больше к литературе и науке, чем к кино. Умственно склеенные движущиеся фотографии — это еще не кино».
Стало быть, я утверждаю, что «Облако — рай» является произведением киноискусства, несмотря на некоторые неудачные моменты, лишние эпизоды и грубоватые мазки. Эти узловатости потому и заметны, что вся остальная ткань безупречно качественна.
…Итак, утро выходного дня. Общительному, доброму и простодушному пареньку Коле, как и другим обитателям микрорайона, решительно некуда податься и не на что себя применить. Окружающая действительность напрочь внеэстетична и бездуховна. По части коммуникаций глухо, как в танке. Чувствительно подсасывает под ложечкой сознание персональной незначительности. Коля предпринимает несколько попыток настроить душевную связь с согражданами, но его порывы утекают, как вода в песок — бесследно… И парнишка сам не мог бы объяснить, с чего ему вздумалось сболтнуть, будто он уезжает в далекий и романтичный край, где комy-то нужен… И вдруг, Бог ты мой, чего только не понаделал этот маленький бытовой взрыв, какую вызвал цепную реакцию!.. Это надо видеть, а не рассказывать, потому что именно букет реакций на Колин поступок и составляет сюжет картины, а за нехитрым сюжетом встает мудрое содержание — доброе и ироничное, смешное и грустное, мрачное и светлое и т. д. и т. п.
Отменно хорош в главной роли студент циркового училища Андрей Жигалов, которого зрители наверняка запомнили по картине Никиты Хубова «Тело», где начинающий киноактер сыграл простоватого жениха: веснушчатой деревенской женщины-вамп. В «Облаке…» та же Алла Клюка снова в паре с Жигаловым, но питает к нему вполне ощутимые чувства, пожалуй, даже страстные — по причине грядущей разлуки. Замечательно играет Ирина Розанова, хорош Лев Борисов и многие другие исполнители ролей потрясенных соседей.
Действие происходит в типовых квартирах и на довольно непрезентабельном дворовом пятачке. Но кадры выразительны, а операторская камера изобретательна, подвижна и неравнодушна. Жигалов поет песни собственного сочинения, уносящие его героя в безоблачные выси, в мечту — подальше от жизни, в которой обессмысливается и обесценивается живая и ласковая человеческая душа.
Ответственно и доброжелательно рекомендую фильм «Облако — рай» всем зрителям, уставшим от «чернухи» и соскучившимся по талантливому кино.
Автор сценария — Георгий Николаев
Режиссер — Николай Досталь
Оператор — Юрий Невский
В ролях: Андрей Жигалов, Ирина Розанова, Лев Борисов, Алла Клюка, Сергей Баталов
Киностудия «12А» при участии ГТПО «Мосфильм»
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1990 года