А ведь он великий писатель
Фильм «Очарованный странник» снят по мотивам повести Н. С. Лескова. А на главную роль, Флягина Ивана Северьяновича, пригласили актера необычной для нашего загримированного под кошмар кинематографа искренности и чистоты — Александра Михайлова. Вы можете в этом номере прочитать очерк о его творческом пути. Так что не буду предварять или, наоборот, повторяться. Ну, о фильме еще будут рецензии. Красивый фильм, добрый фильм.
Я же хочу в этом кинематографическом издании обратить ваше внимание на прозаика, который писал, когда никакой „синемы» еще и в помине не было.
Господи, что за беспамятный народ россияне! Остановите прямо на улице какого-нибудь «русского по национальности» и спросите: а кто таков Н.С. Лесков? Почти любой тут же просияет: «Левша»! Правильно. Ну, а еще что? Гарантирую молчание. Да и «Левша» — то! Понаслышке ведь знают — иностранцам нос утер. А блоха-то от его умения танцевать перестала. Уж «лубочек» то из Николая Семеновича Лескова никак не получается.
Вот я и говорю: не знают нынче на Руси великого русского писателя Н.С. Лескова. Такую бесценность в памяти затерять? А ведь он из великой плеяды: Толстой, Гоголь, Тургенев… Даже Антон Павлович Чехов после него уже был. И позволю себе полагать, не без влияния лесковских трудов в литературе состоялся. Уж позволю себе такой помысел влюбленного в Чехова читателя. Оба они прекрасны своей «нелитературностью». Жили, по жизни и писали.
И вот последнее чрезвычайно существенно. В пояснение этого я приведу, правда, довольно длинную автобиографическую цитату из Н.С. Лескова:
«Я смело, даже, может быть, дерзко, думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под теплым овчинным тулупом, да на замашкой панинской толчее за кругами пыльных замашек, так мне непристойно ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под ноги…»
Вот в этом и суть, и причинность творчества писателя. И, конечно, «Очарованный странник» — особый тому пример. Безусловно, тут никакой автобиографии даже и в помине нет. Но сам тон повествования Ивана Северьяновича Флягина, его разновеликий и разнострадательный путь по жизни — это из Лескова и только из Лескова. Я уж не говорю о том, что ни у одного русского писателя не было такой поразительной вязи собственно русского языка. Не в пример нынешним «областным речителям», язык его воистину народен, а потому — чист и понятен.
А вы заметили, что наши русские классики, как правило, писали очень увлекательную прозу? Они увлеченно потакали любопытствующему читателю — ну, а дальше-то что? Можете это проверить и на Толстом, и на Гоголе, и на Булгакове.
И как интересна жизнь в сочинениях Лескова! Ведь «Очарованный странник» — это такое утонченное, такое непредсказуемое путешествие души. И при всех кошмарах и горестях — доброта и величие ее, души. Меня, кстати, не все устроило в трактовке роли Александром Михайловым. Но вот это: главное, он постиг и прожил. Как-то по-сыновнему к Лескову он это исполнил.
Больно много шума нынче развелось вокруг русской беды. Беда, она, конечно, есть, пришла. Только вот ищут ее все больше окрест. Хотите узнать про русский народ? Читайте Лескова и уже нашенского, нынешнего Шукшина. Сколько в них горести и сколько в них радости оттого, что они — русские. И горевать умели. А горевание, оно ведь душу очищает.
Я очень хочу, чтобы вы пошли на фильм «Очарованный странник». Хотя бы для того, чтобы потом подойти к книжной полке и снять с нее книгу великого русского писателя Николая Семеновича Лескова.
ГТПО «Мосфильм» Студия «Время»
По мотивам повести Николая Лескова
Авторы сценария — Ирина Поплавская, Василий Соловьев
Режиссер — Ирина Поплавская
Оператор — Борис Новоселов при участии Сергея Тараскина
В ролях: Александр Михайлов, Андрей Ростоцкий, Лидия Вележева, Ольга Остроумова, Валерий Носик
Смотреть онлайн Очарованный странник (1990):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1990 года