Monday, September 24th, 2018

Ольга Волкова

Дата февраля 19, 2012 Автор   ·   Нет комментариев

Ольга ВолковаАх, какие это были времена! Таланты и поклонники. Меценаты и антрепренеры. Бенефисы и благотворительные вечера. Театральные династии. Сценические имена. Классические амплуа. Травести, инженю, субретка… Резонер, фат, простак… Загадочно, неповторимо. Правда, был еще третий класс, с мужиками, в Елец. А в Ельце купцы приставали с любезностями. Но какое это имело значение, если – ах, как меня принимали в Харькове –, если ты умел нести свой крест и веровал…

Сейчас так не любят. Так не выглядят. Так не играют. Актерам не кланяются на улице, как когда-то Качалову. Их не забрасывают цветами, как когда-то Ермолаеву. Демидову путают с Савиной. Волкову пробуют на роль вместе с Тереховой. И снова стали другие: своя тема в искусстве, кадр, дубль, ставка, тираж, типаж. Это ни хорошо и ни плохо. Просто другое время, другие песни.

Ольга Волкова родилась, когда Ее театр отходил уже в Лету. Она состоялась, когда пышную театральность, изящную стилизацию почти полностью вытеснило и высмеяло жезнеподобие. Гротеск именовался формалистическим языком, и звучало это как бранное слово. А она, без сомнения, была гротесковой актрисой. До перехода в БДТ имени М.Горького служила в Театре комедии. Здесь сыграла свою знаменитую роль – Калугину в пьесе Э. Брагинского и Э.Рязанова «Сослуживцы». По иронии судьбы в этой же роли – но в фильме «Служебный роман» — несколько лет спустя прославилась Алиса Фрейндлих. Та самая десятиклассница Алиса, что привела когда-то семиклассницу Ольгу в драматический кружок, а Ольга Волкова участвовала почти во всех фильмах Э.Рязанова: ее лучшие роли в «Вокзале для двоих», «Жестоком романсе», «Забытой мелодии для флейты».

«Своей темы» у Ольги Волковой никогда не было. И слава богу. Она – как та кошка, которая гуляет сама по себе. В каждой новой своей роли «предает» себя самое и свою предыдущую героиню и бросается в незнаемое. Ей помогает от природы данное жизнелюбие и очаровательный авантюризм. Кроме того она – актриса в третьем поколении.

«Своего режиссера у Ольги Волковой тоже не было никогда. Хотя послужной ее список велик и то и дело пополняется. Из наиболее интересных работ (помимо рязановских) я бы вспомнила «Учителя пения», «Кражу», «В соей смерти прошу винить Клаву К.», «Дублер начинает действовать», «Прости», «Мой нежно любимый детектив», «Аплодисменты, аплодисменты…» Ее чаще всего использовали типажно. Тянули на комедию, эксцентрику. А она мечтала и мечтает о чеховской Маше и брехтовской Кураж, о героинях Горького, Андреева, Ибсена. Бывало, что ее просили спасти роль – и она самоотверженно шла на это, расцветить эпизод – и она расцвечивала его на диво. Она весело создавала галерею своих героинь, одевала, их по своему вкусу и усмотрению, раздаривала им свою коллекцию шляпок, причесок, улыбок и судеб. И попробовал бы кто-нибудь их не узнать!

Откуда в ней все это? Откуда в ее киноролях это эхо славы театральных времен, талантов и поклонников, звучных псевдонимов и амплуа? Может быть, от «своей» школы, которую она прошла в начале артистической карьеры в легендарном Ленинградском ТЮЗе. От той атмосферы радостного сочинения жизни, которую воспитывал в своих учениках З.Я. Корогодский. Некоторые его максимы она и сейчас применяет на опыте. «В искусстве – как на велосипеде: не будешь крутить ногами – свалишься». «Прошлое учит, но вдохновляет будущее». «Нужно успеть заметить, что падаешь, и сделать так, чтобы это падение выглядело полетом». О, эту науку она постигла в совершенстве! Ее не зря побаиваются в кино: странной, избыточной мерой своей игры она может обнаружить несостоятельность драматурга, беспомощность режиссуры, актерский наигрыш или игру вполнакала. Но когда ей доверяются, как доверился О.Рябоконь, поручивший ей главную роль в «Физиках» Дюрренматта, показанных недавно по ТВ, результат оказывается самым неожиданным. Она подвеет трагедию и фарс одновременно, она умно и точно ощущает стиль интеллектуальной драмы и органично существует в изысканном сюжете, с изысканными интонациями, на изысканных полутонах.

На самом-то деле Ольга Волкова – актриса булгаковская. Здесь ее корни – в стихии булгаковской прозы, в его страсти к мистификациям, в его умении самое невероятное оправдать самым вероятным способом. Мне не стоит усилий увидеть, как ее Аннушка «уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила». Я ясно представляю ее героиню, растревоженную запахом французской косметики, в воландовском варьете. Она могла бы играючи примерить коровьевское пенсне или знаменитую фразу Бегемота: «Маэстро! Урежьте марш!» Могла бы тряхнуть своей травестийной стариной и превратиться в Ивана Бездомного. А могла бы, вспомнив несыгранное, стать Маргаритой, той самой, что поразила Мастера «необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах», той самой, что в пятницу стала ведьмой. Той самой, которую Булгаков, уверена, обожал больше всего за способность высадить стекла в квартире ненавистного и ему критика Латуновского.

Смотреть онлайн:

Рассказать в блоге

На форуме

Смотреть онлайн Ольга Волкова. На нашем сайте Film-old.Ru размещены старые фильмы и вы можете смотреть Ольга Волкова совершенно бесплатно и без регистрации. Надеюсь вам понравится на нашем сайте и вы найдете именно тот фильм, который вы искали. Приятного просмотра!

Комментарии (0)



Актрисы

Метки

Еще старые фильмы

Стальной гигант (1999)

Хогард Хьюз давно хотел завести домашнее животное, однако все его старания обзавестись питомцем каждый раз завершались неудачно. Грызуны, хомяки и другие зверьки устраивали кавардак в доме ...

Последние