Прежде, чем определить жанр этой картины, я призываю вас к доверию. Дело в том, что перед нами — идиллия. Причем, такое определение вовсе не вызывает у меня предвзятой иронии — «идиллия» превратилась в приторную пастораль в XVIII веке, и лишь в последние двести лет это слово стало ироническим. Однако был Тассо, и был Феокрит, и была восточная идиллическая традиция,— и как всякий нормальный жанр, идиллия имела свою изначальную прелесть: спокойную простоту быта, душевную цельность людей, живущих вблизи природы, их гармоническое равновесие. В современном кинематографе возрождается эта тяга к гармонической соразмерности человека и природы. Фильм «Осенние свадьбы» — представитель современного идиллического стиля. Мы видим широкую, благодатную землю, залитую ровным светом дня, покрытую пашнями и садами, мы видим милых деревенских парней и девушек, которые по весне влюбляются и по осени женятся, мы ощущаем в этой жизни традицию и покой. Длинные, умиротворенные панорамы оператора А. Дубинского, ровный режиссерский ритм Б. Яшина, милая песня Б. Чайковского и — в центре всего — милое лицо Валентины Теличкиной, играющей главную героиню, милую сельскую девушку Наташу. Она любит, и у нее тоже осенью будет свадьба.
Смысл этой стилистики, конечно, не в пейзажах и не в красоте традиционной обрядности (хотя и то, и другое по-своему прелестно). Смысл — в том состоянии души, которое зовется гармонией. Это-то душевное состояние и выявляет фильм… и даже проверяет его драмой.
Источник драматизма взят извне. Из другой действительности, из другого времени. Попросту сказать, он взят из войны, двадцать лет назад кончившейся. И вот, представьте себе: широкое, мирное поле, по которому едет на бричке Наташа, а вдали на тракторе едет ее жених Мишка, парень с которым у нее любовь, от которого у нее родится сын или дочь и который осенью станет ей законным мужем. Едет через поле Мишка, а в поле, в земле, тихо лежит немецкая неразорвавшаяся мина, с самой войны ожидающая своего часа. Взрыв, нелепый, чудовищный среди этой тихой красы, — и составляет драматическую завязку фильма. Взрыв… ранняя могила… и оставшаяся без жениха невеста, женщина, сын которой никогда не узнает отца.
Валентина Теличкина выразительнее всего играет свою героиню в страшные минуты ее судьбы. В момент, когда на ее глазах подрывается на мине парень, который только что целовал ее. В момент, когда родители этого парня не верят ей, что их сын действительно хотел на ней жениться. В момент, когда она приходит в ЗАГС и просит зарегистрировать ее с погибшим женихом, а в ЗАГСе ей отвечают, что такого правила нет, чтобы с мертвым расписываться… Самое ценное: сквозь это горе Наташа проносит то самое душевное качество, о котором я говорил вначале, — спокойное чувство достоинства. Собственно, это единственная причина, которая побуждает ее идти в город и просить признать законность ее брака: достоинство ее и достоинство ее будущего сына. Материальные-то стороны тут ничего- не весят. Но моральное состояние — здесь все.
Это и есть главная ценность фильма — спокойное достоинство человека, его внутренняя способность перенести несчастье, его умиротворенная доброта, построенная на доверии к людям, его душевная гармония. Я повторяю: драматизм в этом фильме — элемент внешний. Этот фильм не драматичен, он идилличен. Но я потому и вспомнил старое и подлинное значение этого жанрового понятия, чтобы из-под двухсотлетней иронии нового времени извлечь таящуюся в нем нравственную основу, которая когда-то питала этот жанр в течение многих столетий… и которая, как видим, отзывается и в нынешнем быстроменяющемся искусстве. Серьезность этой тенденции и оправдывает светлую, мирную тональность, в которой сделана картина «Осенние свадьбы».
Смотреть онлайн Осенние свадьбы (1968):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1968 года
Как я люблю этот фильм!!!