Пятый угол.
В 70-е годы честных фильмов о 70-х годах снимать было нельзя. Потому все кинематографисты в один голос заявляли, что мечтают снять (сыграть, написать) о нашем современнике. Но… нет сценариев (актеров, режиссеров). Что-то более-менее приближенное к действительности, конечно, выходило. «Белорусский вокзал», например. Но Андрей Смирнов к нему сейчас относится прохладно. То есть если режиссеру и удавалось уберечься от патентованного оптимизма, то на выдачу прокатного удостоверения все равно ориентироваться приходилось.
Фрумин закончил «Ошибки юности» в 78-м, когда его автор сценариев уже эмигрировал в США. Сами понимаете, сколько шансов было у картины добраться до экрана. А сам он уехал годом позже. И если учесть, что такие решения не рождаются в одночасье, то нетрудно предположить: создавалось это произведение без иллюзий. Загнанные в пятый угол, авторы могли позволить себе роскошь не думать о выходе. О выходе фильма.
Теперь – самом фильме. Вернее, о его главном герое Мите Гурьянове. Вот он в армии: хороший парень, верный товарищ, самоволка, поцелуи на пляже и все такое. А вот сержант Гурьянов перед строем: солдафон и козел. Вот Митя на ударной стройке, трудяга, золотые руки. А вот он рассуждает о смысле своего здесь пребывания: крохобор и сквалыга. Вот Митя ухаживает за замечательной женщиной: тонкий, добрый кавалер. А вот он уже почти муж: хам и больше ничего. И, наконец, вот он наедине с собой, все про себя понимающий. И несчастнее нет человека: женщину потерял, работу потерял, друга потерял – и все в погоне за лучшей жизнью. А откуда она возьмется? Авторы фильма иллюзий, как я уже говорил, на сей счет не питают и нам их не оставляют. Жуткая достоверность «фона» — их главный аргумент. Нет, тут нет большой политики, как не было ее ни в жизни, ни в мыслях большинства людей 70-х, рядовых строителей коммунизма. Надежда на счастье – распространенное для юношества заблуждение.
Когда-нибудь мы доживем до «ретро» о 70-х. не сомневаюсь, что эти картины будут и острее и, может, даже глубже. Потому что у будущих летописцев этого периода будет фора – знание о причинах застоя, виновниках и, главное, о его неизбежном конце. А чего не будет – так это подавленной растерянности, ощущения абсолютного бессилия под прессом «развитого социализма», чувства неизбежности и непоправимости «ошибок юности». Если кто не понял, в предыдущей фразе я перечислил главные и непреходящие достоинства фильма Эдуарда Тополя и Бориса Фрумина.
Киностудия «Ленфильм»
Авторы сценария – Эдуард Тополь, Борис Фрумин
Режиссер – Борис Фрумин
Оператор – Алексей Гамбарян
В ролях: Станислав Жданько, Марина Неёлова, Наталья Варлей, Михаил Васьков, Николай Караченцов
Год: 1978
Ошибки юности (1978) смотреть онлайн:
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1978 года