Названия этих фильмов не ищите на больших и броских афишах. Они появятся на экранах скромно, с достоинством, как и подобает фильмам-ветеранам, овеянным легендами, прославленным историками. Они дороги нам, как воспоминания о молодости, об этапах творческого пути советского киноискусства.
Гордость советского кино. Фильм, упоминаемый историками в одном ряду с классическими произведениями С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, А. Довженко. Поставил «Элисо» Николай Шенгелая на Тбилисской киностудии в 1924 году по повести выдающегося писателя XIX века А. Казбеги. В ту пору режиссеру было 25 лет.
…В трудные дни родилась любовь горянки Элисо и юноши-хевсура. По приказу царского наместника соплеменников Элисо выселяют из родных мест. Начинается долгий поход, полный опасностей и приключений…
Время, конечно, сделало свое дело, — оттенило изъяны драматургии фильма. Но и сегодня покоряет сила таланта режиссера, и сегодня обжигает огонь большого искусства. Многие эпизоды картины, навеянные мотивами грузинского фольклора стали хрестоматийными. Лучший из них: танец героини, которым она воодушевляет уставших, отчаявшихся людей. Поразительно, но в немом фильме будто слышны ритмы народных танцев. Этот эпизод — одна из вершин искусства монтажа в мировом кино.
После выхода «Элисо» имя Шенгелая стало широко известным. Он поставил в дальнейшем несколько хороших фильмов, самый значительный из которых — «Двадцать шесть бакинских комиссаров». Однако умер режиссер очень рано, ему едва исполнилось сорок лет.
Но имя Шенгелая живет не только в старых лентах. На киностудии «Грузия-фильм» работают сыновья Николая Шенгелая: Эльдар и Георгий. Первый — один из создателей фильма «Белый караван», второго вы знаете как режиссера фильма «Он убивать не хотел».
Смотреть онлайн Папиросница от Моссельпрома (1924):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1924 года