Сюжет картины вполне соответствует ее названию — события происходят за несколько суток от начала объявленной «болезни» диктатора по день его похорон. Мы успеваем познакомиться, во-первых, с реальными людьми — юным поэтом Женей, его палой и мамой, другом Додиком и его семьей; «королем» двора, у которого Женя состоит придворным поэтом; благородным майором госбезопасности, который вместо того, чтобы безопасить государство от граждан, пытается делать обратное; с двумя американскими дипломатами и одной иностранной парой; с полусумасшедшей теткой, влюбленной в вождя; со слегка чокнутым скульптором и французским борцом за мир, посещающим Лубянку для разоблачения заявлении буржуазной пропаганды о том, что в этом гуманном учреждении с людьми обращаются хуже, чем со вшами; во-вторых, с персонажами метафорическими, вроде вечного стукача сотрудника НКВД или Чарли Чаплина, невесть откуда перенесшегося из американской глубинки 20-х годов в Москву 1953 года; и, в-третьих, с частями тел членов Политбюро, волосатой лапой лучшего друга советских физкультурников и жирным пузом лучшего друга советских женщин. Желающие могут заключить отсюда, что режиссер настолько не считает этих последних за людей, что показывает только их фрагменты.
Количество и внешнее разнообразие персонажей свидетельствует о том, что режиссер решил показать некий переломный момент в жизни своего альтер эго (сам он в то время был старше) и общества в целом. К сожалению, это общество заселено в основном авторскими проекциями, что вполне естественно для поэта, но совсем не естественно для профессионального режиссера или писателя, которые если и проецируются в собственных героев, то так, чтобы зритель или читатель этого не заметил. Настоящая фраза может мне дорого обойтись, но я все-таки скажу, что Евтушенко в своем роде, но в той же степени неопытный, неловкий и склонный к наивному символизму режиссер, как и Бурляев, — и тот и другой в достаточно зрелом возрасте сияли первую, а теперь и вторую картины.
Словом, почти каждому появляющемуся в фильме «Похороны Сталина» персонажу хочется крикнуть по-станиславски: «Не верю», или, как кричат переодетому Дедом Морозом отцу взрослеющие дети: «Ты не Дед Мороз! Ты мой папа!», после чего ждать, что невинный обман раскроется ко всеобщему удовольствию. Увы, вместо того, чтобы выйти в кадр и устроить в нем веселый хэппенинг а ля «Черная роза», автор сохраняет серьезную мину и пытается уверить нас во всамделишности экранного мира. Это, с моей точки зрения, малохудожественное (за исключением отдельных массовых сцен, где дилетанта-режиссера не видно, а работают профессионалы-операторы), но по-своему занятное зрелище, поэтому я не думаю, чтобы кто-то сильно пожалел о том, что посмотрит картину.
Автор сценария и режиссер — Евгений Евтушенко
Оператор — Анатолий Иванов
В ролях: Денис Константинов, Евгений Плато хин, Ванесса Редгрейв, Алексей Гессен, Алексей Баталов, Марина Калиниченко
ГТПО «Мосфильм», Студия «Слово» при участии Советско-Британского предприятия «CST»
Смотреть онлайн Похороны Сталина (1990):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1990 года