Как считают литературоведы, за всю историю художественной мысли человечество всего-то два-три десятка сюжетов, а остальное – лишь варианты, модификации, ответвления…
Один из этих сюжетов почему-то особенно волнует, тревожит душу. Люди, в молодости полюбившие друг друга, волею жестоких обстоятельств расстаются, и судьба сводит их лишь в старости, на пороге вечной разлуки. Жизнь, прожитая трагически порознь. Мучительная невозвратность счастья, которое было возможно…
Сюжет давал повод кинематографистам и для вполне сентиментальных, поверхностных, сугубо мелодраматических киноповествований, и для весьма сильных, острых, философски насыщенных художественных откровений.
Ветеран польского кино Ванда Якубовская воспользовалась подобной сюжетной линией, чтобы все мы еще раз осознали и прочувствовали, сколько таких горестно несбывшихся судеб оставила после себя вторая мировая война. Участница антифашистской борьбы, прошедшая сквозь кромешный ад Освенцима и Равенсбрюка, Якубовская всю всю свою большую жизнь в кино посвятила прежде всего теме минувшей войны, теме памяти о ее героях и жертвах.
«Приглашение» — трудный фильм для души, нервов, для сердца. Течение событий, происходящих в двух временных пластах, сообразуется с неторопливым ритмом воспоминаний пожилой женщины, перенесшей невообразимое и вполне успевшей за долгую жизнь все осмыслить, все оценить и вынести свой приговор, Пани Анна вспоминает, идя рядом с седовласым господином, гостем из Америки по имени Петр. Экранизация ее воспоминаний – страшный фильм о фильме, нестираемые отпечатки страданий людских, свидетелем которых была концлагерная сестра милосердия Анечка, каждый день подвергавшая себя риску отправиться в печь вместе с теми, кому стремилась помочь.
Кто же этот господин Петр, шагающий рядом с пани Анной вдоль бывших бараков и камер по территории, где сотни тысяч людей томились в ожидании смерти как блага, как избавлении от нечеловеческих мук?
Да респектабельного мистера Петра доходили в Америку слухи о концлагерях на его родине, о садистских методах фашистских палачей, о круглосуточно дымивших крематориях. Он не верил, не мог поверить. А теперь услышал обо всем из уст… жены, с которой не виделся сорок лет.
Финал картины озарен робким отсветом надежды. Познакомившись с героями, ощутив горький привкус их запоздалого свидания, мы будем тешить себя мыслью, что жизнь хоть напоследок, хоть чуть-чуть возместит им несбывшееся.
Но не сможет доктор Анна, известный хирург, спасшая сотни детей, забыть того маленького цыганского мальчика, к которому был почему-то так добр главный лагерный палач. Так и добр и благорасположен до последнего дня, когда надо было оставить лагерь, заметать кровавые следы, и фашист бестрепетной рукой швырнул цыганенка в пекло полыхающего барака…
Польша
Автор сценария и режиссер – Ванда Якубовская
Оператор – Мацей Киёвский
В ролях: Антонина Гордон-Гурецка, Мария Пробош, Казимеж Виткевич, Лешек Жентара, Веслава Мазуркевич
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1985 года