Фильм обрамляют два очень схожих и одновременно несхожих эпизода.
Эпизод первый. На вечеринке, собравшейся по случаю успешной загранкомандировки в доме преуспевающего журналиста Журавлева, хозяин показывает гостям слайды развалин Акрополя. На экране великие руины-то, во что превратило время бесценное творение человеческого гения- порталы, коллонады, фрагменты переживших века статуй и барельефов.
Эпизод второй. На вечеринке, собравшейся почти в том же составе, Журавлев показывает слайды уже других руин, и великими их никак не назовешь. Они- следствие человеческой глупости, беспечности и самомнения .На развалинах четвертого блока Чернобыльской атомной станции, содрав с лица защитную маску и победно вскинув вверх руки, радостно улыбается сам Журавлев. Есть чему радоваться! Только что отряд добровольцев, сделав отчаянный бросок, водрузил красное знамя на крыше разрушенного реактора. Победа будет за нами? Пока же одни катастрофические потери- не только материальные, физические, но и моральные, нравственные. Распадается не только стронций, поражая невидимыми лучами все живое, распадаются судьбы ,семьи, общество. Распадается все, что соединило людей, и сама их вера друг в друга.
И до победы ли, когда красное знамя на крыше(так хочется написать «поверженного»)энергоблока воспринимается как символ лжи, пронизавшей всю нашу жизнь недавних времен.
С одной стороны героические усилия пожарных, медиков, спасателей, с другой- запрет на распространение информации о масштабах катастрофы, успокаивающие «самозащитные» выступления высоких чинов, демонстративные велогонки и первомайские шествия школьников. С одной стороны- штурм поездов с отчаявшимися беженцами, с другой- черные «Чайки» у трапов самолетов, вывозивших упитанных жен и детей хозяев города и республики. Все эти известные факты стали в фильме Михаила Беликова не фоном, а основным действием, определяющим поступки героев. Недаром при виде вельможных рыл приходит в исступление смертельно облученный врач Скорой помощи, свидетель последней катастрофы, виновники которой на его глазах пытаются отгородиться от внешнего мира затемненными стеклами персональных машин.
Прогноз Беликова на будущее мрачен и его образным выражением стал пролог фильма. Из окон остановившегося посреди степи поезда видна махина АЭС. На вопрос соседа по купе «Чего стоим?», Журавлев отвечает: »Рельсы кончились.»И на самом деле- перед локомотивом лежит последний метр полотна. Приехали!
Киностудия им. А. Довженко
Авторы сценария – Михаил Беликов, Олег Приходько
Режиссер – Михаил Беликов
Операторы – Василий Трушковский, Александр Шигаев
В ролях: Сергей Шакуров, Татьяна Кочемасова, Станислав Станкевич, Георгий Дрозд, Алексей Серебряков
Киностудия им.А.Довженко, цветной
Год: 1990
Смотреть онлайн Распад (1990):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1990 года