Надя Клюева – молодой инженер, неутомимая общественница, член месткома, активист народной дружины. И остается только удивляться, что весь этот ряд положительных качеств не преподнес ей на волшебном блюдечке того, что так важно для каждой молодой, пусть даже не самой обаятельной и привлекательной женщины – семейной жизни, счастья, любви. Конфликт, впрочем, известный. Над постижением его и поиском путей счастливого одоления трудятся сегодня многие светлые умы – в сфере социологии любви и брака. Вот и в этой картине Надя Клюева становится объектом брачного эксперимента, поставленного на солидной социологической основе. Устроить ее семейную жизнь взялась некая Сусанна, бывшая школьная подружка, а ныне научный труженик в той самой сфере, где нам «выдают» с помощью ЭВМ кандидатов в мужья и жены. Сусанна решила, что мужа следует подобрать непосредственно в Надином трудовом коллективе, а еще точнее – в ее трудовом отделе. Она собственноручно провела рекогносцировку и остановила выбор на…
А теперь приподнимем занавес этой кинокомедии, чтобы вместе с экспертом оценить некоторых действующих лиц и исполнителей. За стеклянной перегородкой сидит завотделом Петр Васильевич (Лев Перфилов), которого мы сразу же отметаем – по возрасту, тщедушию и унылому виду. Две дамы не в счет. А вот Миша Дятлов (Леонид Куравлев) – семьянин, отец двух дочек, его, конечно, можно развести, но, согласитесь, это не лучший вариант. Вот Леша Пряхин (Михаил Кокшенов), этакий простак и меланхолик с бычьим аппетитом, правда, холостой. Но вы видели когда-нибудь, чтобы герои Кокшенова влюблялись и женились? Дальше Володя Смирнов (Александр Абдулов) – холост, пижон, красавец, покоритель сердец и как жених в высшей степени несерьезный человек… Вот перед этим-то строем «претендентов» и стоит наша Надюша Клюева (Ирина Муравьева). Сама она не блещет ни юностью, ни красой. Под глазом – «фонарь», добытый во время патрулирования улиц, в руках – благодарственная грамота милиции за мужество, проявленное при задержании преступника. Мужество – это хорошо. А вот с женственностью плохо. И одета инженер Клюева так, что, будь все женщины, как она, у нашей легкой промышленности не было бы никаких хлопот – с модой, спросом и затовариванием.
И вот эту-то Золушку с синяком задумала храбрая Сусанна выдать за самого что ни на есть неотразимого, джинсового и патлатого красавца Володю. И Надя покорилась науке. «Любила ли она Володю?» — спросите вы. Нет, не любила. Даже не мечтала о подобной любви. Но ведь любовь и не входила в обязательные условия брачного эксперимента.
Впрочем, лишь самый наивный зритель может подумать, что авторы комедии всерьез рассказывают о том, как надо выходить замуж. Скорее уж они показывают нам, как не надо этого делать. Даже когда очень хочется. И очень нужно. И все-таки даже с чисто утилитарным прицелом («как выйти замуж?») этот фильм посмотреть полезно. На «охотничьей тропе», по которой влечет Сусанна свою подопечную, обнаруживаются и подтверждаются старые, как мир, истины. Ну, например, что женщина действительно должна ощущать себя и, главное, казаться другим самой обаятельной и привлекательной на свете. Это приятно всем. Должна красиво одеваться. Ведь преображается же на наших глазах Надюша Клюева, купив (увы, не в магазине) несколько обновок. Была, как самая унылая вешалка из «Мосодежды», а стала загляденье, картинка, обложка модного «Силуэта». Должна уметь вкусно готовить. Печь пироги, разные печенья. Конкурировать с умельцами общепита. Это украшает жизнь. И только семейную.
…А теперь о самом ярком и интересном – об Ирине Муравьевой в этой картине. Талантливая, темпераментная актриса (снимающаяся не слишком часто, с разбором, так, что одну роль никогда не спутаешь с другой), она поистине выручает свою героиню, участвующую, пусть и в «научно» постановленном, но достаточно банальном и даже пошловатом эксперименте. Выручает умным подтекстом роли. Тем человеческим контактом, который устанавливает с нами как бы с согласия своей героини. Да, ее Надюша одинока, неустроенна. И не от хорошей жизни в нее, точно в машину, можно заложить «рабочую программу» отлавливания женихов… Не получается! И хорошо, что не получается. В героине Муравьевой нам приоткрывается нечто совсем иное – чистосердечное, женственное, поистине привлекательное и обаятельное. И чуточку изумительное: «Неужто… вот так можно?!.. без радости… без любви?!»
Впрочем, как раз на это и даст кинокартина ответ.
Киностудия «Мосфильм»
Авторы сценария – Анатолий Эйрамджан, Геральд Бежанов
Режиссер — Геральд Бежанов
В ролях: Ирина Муравьева, Татьяна Васильева, Александр Абдулов, Леонид Куравлев, Михаил Кокшенов, Лариса Удовиченко
Год: 1985
Смотреть онлайн Самая обаятельная и привлекательная (1985):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1985 года