Thursday, March 28th, 2024

Седьмой спутник (1967)

Дата 17 августа, 2012 Автор   ·   Нет комментариев

Седьмой спутник (1967)«Когда огромное тело пролетает в мировом пространстве, в его орбиту втягиваются малые тела, даже против их воли. Так появляется какой-нибудь седьмой спутник…» Так определяет Адамов (арт. А. Попов) свои взаимоотношения е революцией.

Всем! Всем! Всем! 30 августа в Петрограде убит Председатель ВЧК т. Урицкий. В тот же день совершено злодейское покушение на Владимира Ильича Ленина.

На убийство Урицкого, на покушение на вождя мировой революции товарища Ленина пролетариат ответит смертельным ударом по прогнившей буржуазии.

— В конце концов, мы, кажется, сошлись во мнении, что «Три тополя на Плющихе» — фильм двух актеров. Если это так, «Седьмой спутник» с полным основанием может быть назван фильмом одного актера. И потому, что все события, о которых рассказано в нем, даны с точки зрения одного из их участников — генерала царской армии Адамова, и потому, что буквально все действующие лица фильма, кроме этого генерала, являются персонажами второго плана, эпизодическими. Потому, наконец, что идейным стержнем картины становятся мысли, рассуждения Адамова, его, так сказать, революционная эволюция (от психологии старого военного, бездумно служившего царскому режиму, — к осознанию закономерности и правды революции, к началу служения ей), а стержнем художественным — образ генерала Адамова в великолепном, ярком исполнении народного артиста СССР Андрея Попова.

— Нельзя не согласиться с этим, как и с трактовкой артистом образа своего героя. За сдержанной манерой исполнения роли угадывается большая внутренняя сила, за потрепанной, помятой внешностью — подлинная интеллигентность. Трогательна доверчивость старого человека и трезвая ясность, железная логика его суждений, рождаемых непосредственной трепетностью чувств. Тонкость психологического анализа соседствует с мягким, грустным юмором, грозная суровость окружающей обстановки не лишила генерала налета лирической созерцательности.

— И всю эту богатую палитру красок, все средства актерской выразительности А. Попов «распределяет» в полном соответствии с развитием образа своего героя. Старческая, усталая походка, ссутулившаяся спина, потухшие глаза — поначалу Адамов как бы смят, придавлен к земле революционной бурей. Но уже в первых эпизодах фильма, когда бывший генерал, арестованный вместе с другими сановниками и высшими чинами императорской службы после убийства белыми Урицкого и покушения на В. И. Ленина, предстал перед комендантом Кухтиным (арт. А. Анисимов), он отличается чем-то от окружающих представителей «высшего света», проявляет терпимость, сознание объективной сущности происходящего. И комендант тут же назначает «правильного» старичка Адамова старостой по камере… — Конечно, генерал-майор Адамов, профессор права Военно-юридической академии — центральная фигура повествования, но очень важно и то, что авторы фильма (сценарий по одноименной повести Б. Лавренева написали Ю. Клепиков и Э. Дубровский, поставили картину Г. Аронов и А. Герман) умело, выразительно воссоздают обстановку, атмосферу тех лет — осени 1918 года; не прибегая к длинным отступлениям, все время в связи со своим героем и через его восприятие они раскрывают, какие именно обстоятельства и лично-психологического, и общественно — политического характера влияли на становление сознания героя картины.

Первым учителем Адамова становится полуграмотный крестьянин в солдатской шинели Кухтин — человек внешне грубый, но справедливый, прямой и по-своему душевно чуткий. Он преподал пытливому умом генералу «азы», начальную политическую грамоту. «Средней школой» стал для Адамова сам факт оправдания его революционным трибуналом, ибо установлено было, что военный прокурор Адамов в свое время не поддержал обвинения против севастопольских матросов. В противоположность такому проявлению революционного гуманизма бывшие близкие друзья, к которым явился выпущенный на свободу генерал, преподали ему уроки классовой ограниченности, себялюбия, злобы, страха, узости мышления и мелкой подлости. Так, проходя своего рода житейские «университеты», генерал с каждым «курсом» подходил все ближе и ближе к познанию истины.

— Думается, подвигом для него было уже добровольное возвращение с воли в домзак. Это был акт отречения если не от своего класса, то от близости с его представителями. Став «прачкой», стирая белье арестованных, генерал утверждал свою самостоятельность, свободу, право стать самим собой. — Да, на такой шаг могла решиться только натура незаурядная, человек, приближающийся к постижению коренных истин, к постижению значения и смысла революции. И оправданы в фильме вполне — психологически, политически, художественно — дальнейшие этапы судьбы Адамова, ставшего следователем военного трибунала красных войск и совершившего свой последний подвиг.

Но не об одном генерале Адамове идет речь в этом интересном, содержательном фильме — а о сложных процессах, вызванных революцией в сознании русской интеллигенции, о той лучшей ее части, которая оказалась достойной вступить в ряды великой армии трудящихся, преобразователей мира.

Смотреть онлайн Седьмой спутник (1967):

Смотреть онлайн:

Рассказать в блоге

На форуме

Смотреть онлайн Седьмой спутник (1967). На нашем сайте Film-old.Ru размещены старые фильмы и вы можете смотреть Седьмой спутник (1967) совершенно бесплатно и без регистрации. Надеюсь вам понравится на нашем сайте и вы найдете именно тот фильм, который вы искали. Приятного просмотра!

Метки:

Комментарии (0)



60-е

фильмы 1967 года

Еще старые фильмы

Умереть молодым (1991)

Художественный фильм в жанре мелодрамы был снят американским кинорежиссером и сценаристом Джоелом Шумахером. На исполнение роли главного героя пробовались, но затем отказались сниматься: Мэл Гибсон, Кэрри ...

Последние