Thursday, April 18th, 2024

Семь самураев (1954)

Дата 21 апреля, 2012 Автор   ·   Нет комментариев

Семь самураев (1954)Мне вспомнился седьмой класс моей московской школы, один из будничных учебных дней, раннее утро, первый урок. Преподавателя еще нет, неторопливо подтягиваются ребята и вдруг… От изумления, а потом от хохота мы просто с парт повалились: в класс, один за другим, прошествовали семеро наших парней, выстриженных под «ноль», словно новобранцы.

Все выяснилось довольно быстро. Накануне мои однокашники дружно посетили недальний кинотеатр, где шла, как и по всей Москве, бешено популярная «Великолепная семерка» режиссера Джона Стерджеса. После сеанса кому-то и пришла эта идея, навеянная внешним обликом отважного и хладнокровного Криса – его игра знаменитый актер Юл Бриннер, кстати, родившийся в России.

Не знаю, как прорвался тогда, в начале 60-х годов, на наши экраны этот довольно типичный, кроваво-мелодраматичный американский вестерн. Во всяком случае, для широкой публики это было и открытием жанра и ужасно увлекательным зрелищем, а у критиков, особенно ревностно оберегавших нашу мораль от чуждых воздействий, появился повод долго и со вкусом пинать как сам фильм, так и все попытки перенести его зрелищные приемы на отечественную кинематографическую почву.

Милые мои одноклассники! Они и не подозревали, что эта великолепная « Великолепная семерка» — американский слепок с японского оригинала. Они понятия не имели о существовании японского режиссера Акиры Куросавы, о его фильме «Семь самураев», созданном за шесть лет до нашумевшей голливудской копии. Они не видели оригинала, иначе пришли бы в класс с самурайскими повязками на лбу и с пучком на затылке.

Я был точно в таком же неведении, как мои сверстники, как большинство зрителей. Раз пять смотрел фильм Стерджеса и готов был еще столько же раз переживать перипетии отчаянной борьбы отважных парней с превосходящими бандитскими силами.

И вот – «премьера» подлинника. Через тридцать четыре года после появления на мировых экранах, огромного успеха, триумфа на фестивале в Венеции и на других форумах фильм Куросавы, имеющий право первородства, добрался наконец до наших краев. Те, кто помнит «Семерку», могут сравнить. Те, кому увидеть ее не довелось, начнут знакомство с подлинника. А он, сколько бы лет ни прошло, не утратил примет настоящего искусства, в то же время по динамизму и увлекательности мало чем уступая лихой, ремесленно-безупречной коммерческой ленте американца. Собственно, Куросава и хотел создать нечто универсальное. «Как правило, — писал он, — японские фильмы – пища легкая, простая, но здоровая… Но, по-моему, мы должны питаться более калорийными продуктами – делать фильмы более содержательные. И вот я решил поставить картину такого рода – развлекательную, «вкусную» и «питательную».

Профессионализм Стерджеса выжал из сюжета о семи парнях, нанятых для защиты американской деревушки от банды негодяев, массу эффектных трюков , несколько впечатляющих человеческих типов и мысль о привлекательности силы, умело используемой для благого дела. Получилось здорово!

Гений Куросавы, опиравшийся и на поддержку выдающегося актерского таланта Тосиро Мифунэ, исполнителя одной из главных ролей, создал мощную антивоенную кинофреску на материале национальной истории, воспел гуманизм в эпоху «холодной войны», утверждал мир, счастье и независимость простых людей как главные ценности цивилизации. Получилось высокое искусство!

Мы пойдем смотреть «Семь самураев», уже обогащенные знание и впечатлением от таких замечательных лент Куросавы, как «Расёмон», «Красная борода», «Под стук трамвайных колес», «Дерсу Узала», «Тень воина». Да, немного, если помнить, что он снял более сорока лент, — не баловали нас его фильмами закупочные инстанции. Но и того, что видели, достаточно, чтобы понять: режиссер высшего мирового уровня.

Фильмы согреют. Даже выдающиеся. Многие отечественные картины, снятые сегодня с полок, несут, при всей их талантливости, отпечаток некоторой архаичности, «вчерашности». Это грустно, это урок.
Накупленные нами двадцать-тридцать лет назад шедевры Феллини, Висконти, Бергмана, Куросавы, других великих киномастеров – это тоже своего рода «полочные» фильмы, появляющиеся с драматичным опозданием. Их художественная сила как бы слегка смикширована неумолимым временем. Но, слава богу, ее все же еще достаточно, чтобы миллионы людей разных поколений плакали и смеялись, развлекались и размышляли, учились отличать подлинное искусство от подделок.
Пойдем смотреть «Семь самураев»!

Япония
Авторы сценария – Акира Куросава, Синобу Хасимото, Хиндэо Огуни
Режиссер – Акира Куросава
Оператор – Асаити Накаи
В ролях: Тосиро Мифунэ, Такаси Симура, Кэйко Цусима, Юкико Симадзаки
Год: 1954

Смотреть онлайн Семь самураев (1954):

Смотреть онлайн:

Рассказать в блоге

На форуме

Смотреть онлайн Семь самураев (1954). На нашем сайте Film-old.Ru размещены старые фильмы и вы можете смотреть Семь самураев (1954) совершенно бесплатно и без регистрации. Надеюсь вам понравится на нашем сайте и вы найдете именно тот фильм, который вы искали. Приятного просмотра!

Метки:

Комментарии (0)



50-е

фильмы 1954 года

Еще старые фильмы

Умереть молодым (1991)

Художественный фильм в жанре мелодрамы был снят американским кинорежиссером и сценаристом Джоелом Шумахером. На исполнение роли главного героя пробовались, но затем отказались сниматься: Мэл Гибсон, Кэрри ...

Последние