Заметки об этом фильме следует начать, наверное, с россыпи актерских имен. Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Вячеслав Невинный, Лидия Федосеева-Шукшина, Армен Джигарханян, Лидия Смирнова, Олег Табаков, Евгений Весник, Игорь Владимиров – редко сейчас можно встретить картину, в которой собралось бы сразу столько знаменитостей.
Впрочем, эта особенность фильма станет совершенно объяснимой, если мы назовем имя постановщика. Константин Воинов еще со времен «Женитьба Бальзаминова» зарекомендовал себя как режиссер, который любит и умеет работать с актерами. Они никогда не выступают у него в роли свадебных генералов, призванных украсить своим присутствием тусклое мероприятие. Актеры у Воинова – как бы они ни были известны – всегда открывают в себе какие-то новые возможности.
Впрочем, и эта особенность фильма становится понятной, если мы вспомним, что помимо любви к актерам есть у Воинова и второе пристрастие: он очень любит хороший литературный текст (в тех случаях, когда не пишет его сам). В данном случае такой текст у режиссера был. Повесть «Шапка» Владимира Войновича, в сущности, самоигральна. Пьеса «Кот домашний средней пушистости», написанная по этой повести Григорием Гориным и поставленная в «Современнике», стала одним из бестселлеров сезона. И вот теперь история советского прозаика Фимы Рахлина, не пожелавшего мириться с тем, что некоторым писателям Литфонд выдает ондатровые шапки, некоторым – пыжиковые, а ему, Фиме, — всего лишь из «кота домашнего средней пушистости», история одновременно и смешная, и печальная стала, наконец, достоянием экрана.
Здесь надо заметить, что, предложив актерам отличный текст, Воинов одновременно предоставил им полную свободу. Пользуются он этой свободой по-разному. Владимир Ильин, к примеру, в роли Рахлина предельно достоверен, кажется, еще вчера видела этого стареющего мальчика, самолюбивого и в тоже время вечно любивого и в тоже время вечно в чем-то униженного, в ЦДЛ – потрясая остатками седых волос, он задорно что-то выкрикивал в кругу приятелей. Олег Табаков в маленькой роли литфондовского начальника откровенно резвится, Олег Табаков, играющий другого начальника, явно ненавидит своего героя, ненавидит до зубного скрежета, до плотно сжатых – как бы невзначай не выругаться – челюстей.
Алкоголик, антисемит, жалкий лентяй, высокомерный выскочка, на цивильном пиджаке которого просматривается погоны иного ведомства, — таков круг героев фильма. Неужели все это – писатели, инженеры человеческих душ? — воскликнет иной неискушенный зритель.
Что ж, такому зрителю я посоветую окинуть взором полки книжных магазинов, где – при нашем-то голоде на бумагу – громоздятся тома полуграмотных сочинений. Читать эти сочинения затруднительно. А вот увидеть их авторов на экране, по моему стоит.
По одноименной повети Владимира Войновича
ГТПО «Мосфильм»
Автор сценария и режиссер – Константин Воинов
Оператор – Андрей Епишин
В ролях: Владимир Ильин, Лидия Федосеева-Шукшина, Евгений Евстигнеев, Евгений Весник, Олег Ефремов
Год: 1990
Смотреть онлайн Шапка (1990):
Рассказать в блоге
На форуме