Wednesday, April 24th, 2024

Смерть ростовщика (1966)

Дата 12 августа, 2012 Автор   ·   Нет комментариев

Смерть ростовщика (1966)Старая Бухара. Хотя действие фильма происходит в начале февраля 1917 года, Бухара все та же, какой она была за сто лет до этого. Первые кадры — панорама древнего восточного города — как бы сразу предупреждают зрителя: речь пойдет о старине — о сказочно красивой старине Востока, о реальной жестокой и темной старине, о феодальном строе, о царском колониальном гнете. Сценарий фильма «Смерть ростовщика» написан Игорем Луковским и Тахиром Сабировым по произведениям основоположника таджикской литературы, крупнейшего таджикского писателя Садриддина Айни. В основу сюжета легла повесть «Смерть ростовщика», использованы мотивы «Старой Бухары». Все произведение проникнуто духом творчества Айни.

Он прошел через царские тюрьмы, испытал, что такое месть эмира Бухарского. Большую часть жизни Садриддин Айни разоблачал феодальный строй старой Бухары и пережитки этого строя в обновленной Средней Азии. Но при всей тяжести, бесправии, нищете трудовых людей, при подлинно рабском положении женщины в Средней Азии народ не терял своего великолепного юмора, и Айни, правдиво рисуя картины двойного гнета, под которым жили люди, ни на минуту не дает забыть об этом юморе, здоровом, неунывающем. Писатель знал и любил своих бухарцев, обездоленных, бесправных, зависимых материально и граждански, но храбрых, изобретательных в борьбе с эмиром, богачами, муллами, которых нельзя одолеть силой, но можно перехитрить, если не терять сметки, воли к жизни, веры в свои силы и — юмора.

При всем драматизме основной ситуации — девушку отдают в уплату за долг старому ростовщику, а тот намерен с выгодой перепродать ее — фильм полон комедийных красок. Режиссер Тахир Сабиров разоблачает прошлое, иронизируя над этим безвозвратно ушедшим временем, смеясь над ростовщиком, над царскими чиновниками, над одураченными купцами.

Бухара и поныне — город особенный, это почти архитектурный музей. Авторы фильма воскресили в нем быт, населили его многонациональными бухарцами начала века, показали нам краски и звуки экзотического города. Это красиво и казалось бы нереальным, если бы не было подлинной Бухарой. Центральную роль ростовщика Кори играет превосходный актер Захир Дустматов. Его Кори заставляет вспомнить великие классические фигуры отца Горио, Плюшкина, хотя решен образ ростовщика не в трагическом, а в фарсово-комическом ключе. Речь идет о реалистической сущности актерского решения, о крупном размахе художника, его смелом рисунке и жестоком знании природы стяжательства, вытеснившего в человеке все, кроме корысти. Вероятно, не только историко-этнографические задачи вызвали такую страстность в трактовке образа Кори — имени нарицательного в узбекском и таджикском обиходе. Пороки, олицетворением которых является Кори, живучи. Сатира, столь сочно и выразительно выраженная в фильме, имеет не только исторический смысл, как, впрочем, любой крупный образ национальной и мировой классики. Композитор 3. Шахиди написал к «Смерти ростовщика» музыку, в которой национальный колорит, своеобразная азиатская ритмика и инструментовка еще больше подчеркивают и романтическую и ироническую линию этого красочного, народного, жизнерадостного фильма.

ФИЛЬМ ОТСУТСТВУЕТ

Смотреть онлайн:

Рассказать в блоге

На форуме

Смотреть онлайн Смерть ростовщика (1966). На нашем сайте Film-old.Ru размещены старые фильмы и вы можете смотреть Смерть ростовщика (1966) совершенно бесплатно и без регистрации. Надеюсь вам понравится на нашем сайте и вы найдете именно тот фильм, который вы искали. Приятного просмотра!

Метки:

Комментарии (0)



60-е

фильмы 1966 года

Еще старые фильмы

Умереть молодым (1991)

Художественный фильм в жанре мелодрамы был снят американским кинорежиссером и сценаристом Джоелом Шумахером. На исполнение роли главного героя пробовались, но затем отказались сниматься: Мэл Гибсон, Кэрри ...

Последние