И впрямь — сообщница?
Вот как рекомендует фильм один из его создателей: «Проблема добра как активного движения человеческой души, подкрепленного нравственно-выстраданной позицией, является идейно-художественным содержанием кинофильма «Сообщница». Главная героиня картины, воспитательница в общежитии ПТУ, в конкретных
непростых жизненных ситуациях понимает это для себя, и результатом этого становится тесный человеческий контакт между ней и воспитанниками».
Я, конечно, никак не постиг литературный оборот «понимает это для себя». Но это не единственное, что я в фильме не понял, что мне в нем не понравилось, не устроило.
Конечно, авторы фильма могут мне снисходительно попенять: показали ему правду жизни, а он ее испугался, а потому и не понял. Ну, насчет «правды жизни» передайте привет автору сценария Н. Филипповой. У меня было впечатление, что я смотрю попурри на тему многочисленных виденных мною раньше фильмов. Тут и дебют молоденькой, неопытной воспитательницы, и вахтерша, которая не пускает мужа к жене, и портвейн на столе у размалеванных девиц, и пьяный отчим, который насилует свою тощенькую падчерицу…
Фильм состоит прямо-таки из цитат из других фильмов. Всех этих «правд жизни» я в тех фильмах уже нагляделся. А еще один зачем сняли? Повторение — мать учения?
Этой вторичностью, видимо, объясняется и одномерность персонажей. Если уж несчастный, то уж несчастный. Если добрый, то совсем добрый. Если порочный, то до невозможности. А если преступный, то просто до неприличия. Ни авторам фильма, ни его персонажам не до нюансов. Каждый выполняет поставленную перед ним бесхитростную задачу. И хоть бы один обратил на себя внимание, запомнился.
Впрочем, главная героиня, молоденькая воспитательница Нина, по-своему запомнится. При всей доброжелательности к красоте актрисы, я так и не смог понять, что именно она изображает в этом фильме? Воспитательницу?! Но рядом с жилицами общежития она не просто беспомощна, а просто неумна. И я понимаю их к ней снисходительность. А надо ли идти с пацанами, чтобы узнать, чем они по вечерам в городе развлекаются? А они при ней прохожего догола раздевают. За что она высказывает им свое возмущение. А в конце фильма они убивают при ней человека. И по неисповедимой фантазии творцов фильма, милиция почему-то думает, что это она убила.
Возможно, кинематографисты решили показать молоденькую женщину, которая попала не на свою работу? Но тогда и надо делать сценарий не наугад, а именно про это. И приглашать актрису, которая играет растерянность, а не просто растерялась перед ролью. Правда, ролью действительно мало понятной. Растеряешься.
Всесоюзный центр кино и телевидения дл детей и юношества, студия «Юность»
Автор сценария — Нина Филиппова
Режиссер — Владимир Опёнышев
Оператор — Роман Веселер
В ролях: Юлия Тархова, Александр Башуров, Сергей Быстрицкий, Денис Курбатский, Виталий Комков, Артем Ковальчук
ФИЛЬМ ОТСУТСТВУЕТ
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1990 года