Когда видишь Соса Саркисяна, все поражает в нем соразмерностью, уникальную. Своды огромного лба, крупный нос; под арками бровей – свечение глаз. Не каноническая красота, но благородство и одухотворенность. Ничего от актерской природы – раскованности, свободы общения. Напротив – сдержан. Речь затруднена паузами. Статность и широкий разворот плеч словно тяготит. Улыбка застенчива. Скорее тип современного ученого-физика: ощущение интеллектуальной энергии и масштабности личности.
Но человек этот «мечен» музами, ибо носит и вмещает в себя чужие миры, голоса, чувства. Отождествляет себя со своими творениями, растворяется в них. Судит их, страдает, умирает и возрождается. Несет извечную художественную (актерскую) ношу – власть собственных созданий. Его герои – каменотесы, кузнецы, крестьяне, поэты – плоть и дух Армении. Воплощенная в лицах история народа – от самых трагических моментов, когда нация была на грани истребления, до ее возрождения.
Просветитель и подвижник из Татева монах Мовсес («Звезда надежды»), чудом спасшийся от кровавого геноцида, крестьянин Наапет («Наапет»), обретший счастье родины, кузнец Мкртыч («Треугольник»), раненный солдат Вартан («Терпкий виноград»).
Саркисяну часто достаются герои-молчальники. Но он наделяет их напряженной внутренней жизнью. Кажется, предложи режиссер эстетику немого кино, актер блистательно выйдет из подобного эксперимента. Так красноречива мимика, так выразительна пластика. Актер сознательно идет на самоограничение. Его герои обуреваемы страстью. Но это экспрессия «за семью печатями».
«Есть люди, которые сидят на хребте земного шара. Другие – несут на своем горбу весь земной шар», — писал армянский поэт Паруйр Севак. Герои Саркисяна готовы добровольно взвалить на себя любую ношу. Акт подвижничества, великодушия, благородства – для них ограничен. Внутри их – всегда источник света.
Тема творчества художника лежит в области философских и нравственных исканий. Она глобальна: необоримость человеческого духа, противостояние злу.
«Человечество стало забывать простые истины и понятия, — сетует Саркисян, — «семья», «отец», «брат», «жена». Слабеют связи. У меня с детства в памяти остались люди степенные, умные, справедливые. Они утверждали нормы жизни. К ним шли за советом. Им верили. При них становилось лучше».
Ответ личности актера, его критериев – на всех экранных героях. В них крепки нравственные устои, жива совесть. В них ранняя мудрость – от жизненного опыта. Они полны достоинства.
На XIX Всесоюзном кинофестивале народному артисту СССР Сосу Саркисяну был присужден приз за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Яблоневый сад». Сейчас актер готовится к роли Комитаса в фильме Генриха Маляна.
Рассказать в блоге
На форуме