Наука всех эпох, начиная с первых веков нашей эры, изучала и анализировала подвиг Спартака. Ему отдавали должное даже недавние враги — римляне. Плутарх называл его «гуманным и эллином по уму». Флор писал, что «Спартак погиб, как великий полководец». Карл Маркс характеризовал его, как «истинного представителя античного пролетариата». Мировая художественная литература XIX века не раз обращалась к образу этого благородного героя. Знаменитый роман Рафаэлло Джованьоли «Спартак» служил серьезным орудием пропаганды в работе русских подпольных революционных кружков. Двадцатый век называл его именем великие революционные начинания — во время империалистической войны была образована группа, подготовившая создание будущей Германской коммунистической партии, и группа эта носила имя Спартака. На конференции союза «Спартак» в 1918 г. было принято решение основать компартию Германии. У нас в СССР имя Спартака присвоено культурным и спортивным организациям, как напоминание о том, что они — завоевания революции. Литература и разные жанры советского театрального искусства (драма, балет) обращались к истории восстания, возглавленного Спартаком. Балет А. Хачатуряна (либретто Н. Д. Волкова) идет не только в Советском Союзе, но и в странах народной демократии. Родина Спартака — Фракия—помещалась на территории нынешней Болгарии. Там сейчас чтут память Спартака и гордятся им. Защищая Фракию от римских оккупантов, он был захвачен в плен и попал в рабство. В 74 г. до нашей эры он бежал, и целых три года шла война между римскими войсками и армией, организованной Спартаком из восставших рабов и присоединившихся к ним крестьян.
Основой для сценария фильма послужил роман Говарда Фаста. Молодой режиссер Стенли Кубрик создал очень пышный, декоративный фильм, сочетающий все признаки американского «исторического» боевика с превосходным актерским мастерством исполнителей центральных ролей. Массовые сцены, которых много в «Спартаке», многолюдны, ярки по краскам, подчеркнуто живописны. В «школе гладиаторов», куда попал плененный Спартак, натуралистически подробно показаны способы жестокой тренировки рабов к будущим состязаниям с обязательным смертным исходом для одного из борцов. Именно в этой части фильма, густо насыщенной физическими страданиями и нечеловеческим напряжением рабов, и начинается тема свободолюбия и гуманизма Спартака. «Я не животное» — кричит он своим мучителям, протестуя против унижения достоинства, но не против истязаний, обязательных и неизбежных в рабовладельческом обществе. Возникает тема спартаковского восстания, как восстания против духовного рабства, а не только высвобождения из рабских оков. Борьба восставших за человеческое в человеке несет в себе одновременно элементы победы и поражения. Раскол в рядах армии Спартака, боязнь расстаться с землей крестьян, примкнувших к армии, решили трагический исход восстания. «Эллин по уму», Спартак был на века впереди своей эпохи и тем более впереди массы людей, изуродованных рабством, но он был ходом истории обречен на гибель. Таким его играет Керк Дуглас.
В фильме, весьма эффектном, поставленном со многими этнографическими да и кинематографическими излишествами, как бы существуют два направления: пышная эстетика боевика, приправленная кровавыми развлечениями, свойственными древнему Риму, и социально-нравственная тема стремления передового человека всех эпох к духовной и гражданской свободе своего народа.
Смотреть онлайн Спартак (1960):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1960 года