Thursday, April 25th, 2024

Такси-Блюз (1990)

Дата 4 апреля, 2012 Автор   ·   Нет комментариев

Такси-Блюз (1990)Премия за режиссуру на Каннском фестивале – это, как говорится, не слабо!
А если учесть, что вышел получать эту премию человек, являющийся по профессии сценаристом и делающий в режиссуре лишь первые шаги, наш интерес к «Такси-блюзу», должен, конечно же, возрасти еще больше.

Но даже если бы не было столь ошеломляющего успеха на одном из самых престижных мировых киносмотров, успеха, который, несомненно, должен облегчить жизнь фильма и в зарубежном, и в нашем прокате – все равно зритель наверняка почувствовал бы некую особенность этой ленты, как бы заранее ориентированной на победу. Встречаются ведь в жизни люди, рожденные для успеха. Их отличает особый блеск глаз, легкость походки, обаятельная контактность – какие-то неуловимые признаки, свидетельствующие о том, что трудную лестницу, по которой иным суждено карабкаться целую жизнь, этот человек способен одолеть сразу, даже не запыхавшись. Фильм «Такси-блюз» напоминает именно такого человека. Возможно, конечно, что сценарист и режиссер Павел Лунгин долго вынашивал замысел – раскрыть парадоксы переживаемого нами времени через странную дружбу-вражду двух абсолютно разных людей – таксиста и рок-музыканта; возможно, что и броское название ленты родилось не сразу, и счастливая мысль пригласить на роль рок-музыканта популярного П. Мамонтова, а на роль таксиста – очень своеобразного артиста П. Зайченко тоже пришла режиссеру в голову в результате долгих поисков; возможно, наконец, что и стиль фильма нащупывается с трудом – но вот все это сошлось, и родилась картина, соединившая в себе то, что кажется абсолютно несоединимым – «такси» и «блюз», свободное пение трубы – и щелканье счетчика, импровизационность поведения героев – и точный драматургический расчет, современные ритмы и многоголосье долгих российских застолий, провинциальную затрапезность нашего быта – и европейскую элегантность, с какой молодой оператор Д. Евстигнеев этот быт снимает.

В сущности, если абстрагироваться от точных примет времени, в фильме исследуется вечное противостояние двух человеческих типов – романтика и практика. Человек с длинной и ломкой фигурой Дон-Кихота – бескорыстный, беспечный, живущий в мире своих фантазий, в данном случае сочиняемой им музыки, — попадает в плен к цепкому прозаичному Санчо Пансе, чтобы в свою очередь пленить его, сделать своим спутником и почитателем. Но как смешно и трагично отражаются фигуры в кривом зеркале нашего сдвинутого, вздыбленного перестройкой быта! Санчо Панса работает современным извозчиком, то есть таксистом, однако не столько возит пассажиров, сколько спекулирует на дефиците, в основном – подторговывает водкой, которую остроумно держит в камере хранения одного из московских вокзалов. Дон-Кихот же страдает от хронического алкоголизма и благоухает лосьоном, выпитым в тяжелое похмельное утро. Герои нуждаются друг в друге, потому что один постоянно томим физической жаждой, второй же – неким смутным беспокойством души, органа, о существовании которого он, кажется, и не догадывался, пока не посадил в свою машину странного музыканта, сорящего по вечерам купюрами, чтобы наутро стрелять копейки.

Собственно, весь сюжет фильма и строится на ссорах, объяснениях, примирениях, крутых драках и споре двух героев – споре, который погружен в пестроту сегодняшней московской жизни с ее Арбатом, бессонной сутолокой вокзалов, алкогольными очередями, волнением пенсионеров по поводу жидомасонских заговоров, магазинными подсобками, где среди мясных туш, наверняка отсутствующих на прилавках, словно пирует одетый в нечистые белые одежды персонал… Наверное, этот быт иностранному зрителю кажется экзотичным – он и нам когда-нибудь таким покажется, если мы, конечно, нынешние трудные времена переживем. Но Павел Лунгин смог почувствовать эту экзотичность уже сегодня – удивиться ей и передать свое удивление нам. Отсюда и странная праздничность ленты – праздничность почти противоестественная, потому что радоваться ведь вроде бы совершенно нечему.
Но искусство умеет из всего сделать праздник. Это – тот секрет, которым всегда, изначально владел один из героев фильма и который так безуспешно пытался разгадать другой…

«Ленфильм» (СССР), «АСК», «МК-2 Продюксьон» (Франция)
Автор сценария и режиссер – Павел Лунгин
Оператор – Денис Евстигнеев
В ролях: Петр Мамонтов, Петр Зайченко, Владимир Кашпур, Наталия Коляканова, Елена Сафонова
Год: 1990

Смотреть онлайн Такси-Блюз (1990):

Смотреть онлайн:

Рассказать в блоге

На форуме

Смотреть онлайн Такси-Блюз (1990). На нашем сайте Film-old.Ru размещены старые фильмы и вы можете смотреть Такси-Блюз (1990) совершенно бесплатно и без регистрации. Надеюсь вам понравится на нашем сайте и вы найдете именно тот фильм, который вы искали. Приятного просмотра!

Метки:

Комментарии (0)



80-е

фильмы 1990 года

Еще старые фильмы

Умереть молодым (1991)

Художественный фильм в жанре мелодрамы был снят американским кинорежиссером и сценаристом Джоелом Шумахером. На исполнение роли главного героя пробовались, но затем отказались сниматься: Мэл Гибсон, Кэрри ...

Последние