Дело было в Латвии
Конечно, латвийский «Тапер» напоминает европейские фильмы о музыкантах. Он так же «эпичен», «биографичен», что делает его несколько замедленным. Он, как и все подобные фильмы (в том числе и удачные), идет по нисходящей: необычайно выразительно про детство, уже несколько менее интересно про молодые годы и пребанально про недолгие годы триумфа.
(Кстати, если говорить об этом, то, на мой взгляд, нашумевший «Это было в Америке» — весьма банальный фильм, вплоть до неточного выбора актеров на главные роли. Но как восхитительно все, что относится к детству!)
Я решил сразу сказать про «эпический» недостаток, чтобы не сойти перед зрителем за восторженного рецензента.
А фильм мне весьма понравился. Его делали два мудрых (судя по фильму), талантливых (судя по фильму) человека — режиссер Р. Калниньш и оператор А. Моцкус. Они так внимательно, доподлинно видят свою Латвию на протяжении пятидесяти лет. Какая запоминающаяся ткань самой жизни, ее почерка, взаимоотношений в ней. Это фильм не просто про музыканта, но про Латвию. Понимаете, в нем, художественном, есть документальность жизни.
И, конечно, событием для меня стало исполнение главной роли — композитора Лаймона Парумса. Его играет Франк Матус. Кроме имени и фамилии я, к сожалению, ничего не знаю об этом актере. Я даже не знаю — актер ли он? Глядя фильм, я иной раз думал, что, возможно, — Франк Матус не актер, а музыкант, которого так удачно пригласили на роль музыканта. Столько в нем точности, поглощенности этой ролью. Эту точность просто режиссерски не подскажешь.
А может, такое наполнение жизненного пространства в фильме объясняется актерской талантливостью? Ведь Франк Матус играет не только муки именно музыканта, но муки талантливого человека. Не потому пи он и интересен? Впрочем, уж столько я на экране насмотрелся да муки «непризнанного», глаза бы не глядели. Здесь же все без нажима. Все убедительно, достойно доверия.
Одним словом, я вам обещаю в этом фильме несомненное открытие. Пока еще молодого франка Матуса. Не знаю, что будет дальше? Такой актер требует мощного материала. Тут, знаете ли, нужны Шекспир, Шиллер, Чехов, Булгаков. А их у нас не так уж много.
Пойдите на этот фильм, не спеша, не от нечего делать. Сосредоточьтесь. Это фильм большой культуры. Она потребуется и от вас.
Рижская киностудия
Автор сценария — Таливалдис Маргевич
Режиссер — Роланд Калниньш
Оператор — Альгимантас Моцкус
В ролях: Франк Матус, Янис Крастиньш, Петерис Лиепиньш, Лиана Упениеце, Мирдза Мартинсоне
ФИЛЬМ ОТСУТСТВУЕТ
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1989 года