Художник умирал в полном сознании. Отдавая себе отчет в трагичности положения. Но как человек недюжинный имел силу относиться к этому с изрядной долей иронии. Совершенно случайно услышав разговор о себе, где был назван живым трупом, он с грустной готовностью подтвердил: «Обо мне! Этот знает толк в покойниках» (говорящий служил похоронщиком на местном кладбище).
Нет, Ким Алексеевич Есенин был физически крепок и практически здоров – умирал в нем художник.
Есенин чувствовал это и даже признался самому себе: «Ведь мне еще нет и пятидесяти пяти. Жених по нынешним временам. Известный драматург. Обласкан зрителями и начальством. Сижу в президиумах, а счастья нет… Зачем я живу? Зачем пишу пьесы? И, главное, в толк не возьму, засеем их ставят театры, когда есть Гоголь, Чехов, Горький, Булгаков, Погодин, Вампилов. Если я сам знаю про себя, что давным-давно кончился… Я никудышный драматург. Ничего серьезного в жизни не написал и уже, наверное, не напишу. Я выдохся и стар».
В одном из интервью режиссер-постановщик. Глеб Панфилов говорил, что фильм «Тема» — о критическом отношении к самому себе, которое необходимо любому человеку, тем более художнику. Герой предпринимает отчаянную попытку угнаться за жизнью, он стремится трезво оценить себя, ситуацию, в которой оказался. На такое нелегко решиться, но без этого невозможно обрести второе дыхание.
…Отправляясь в Суздаль с желанием поднабраться впечатлений и материала для «вымучивания» очередной пьесы, Ким Алексеевич Есенин не ожидал, что эта поездка станет переломным моментом в его судьбе. Истинная красота древнего города, золотыми куполами которого проросла в мир история народа, яростное кипение чужих страстей, невольным свидетелем которого он стал и, наконец, невыдуманная, настоящая тема, обретенная здесь, помогли Есенину много понять и преодолеть в себе.
Последнее обстоятельство настолько важно для понимания душевного состояния героя, для понимания всего фильма, что даже, как вы заметили, вынесено в его заглавие.
Через всю картину проходит тема безвестного таланта, всеми забытого крестьянского поэта. Его считали чудаком, а он понимал себя великим певцом новой жизни. Он, скорее, не умом, чувством осознавал особое предназначение художника в жизни общества. Прототипом этого образа явился поэт из села Палех А. Е. Балденков. По замыслу авторов фильма его портрет должен был быть экспонирован в местном краеведческом музее. Изображения Балденокова не сохранилось. Решили подобрать чью-нибудь другую фотографию. Работая на кладбище, где проходили съемки нескольких эпизодов фильма, художник М. Гаухман-Свердлов обратил внимание на портрет на одном из надгробной – то лицо, которое они искали! Простое и одухотворенное. И представьте себе, оказалось, что этот человек тоже был поэтом.
Главную роль в фильме Г. Панфилов поручил Михаилу Ульянову, редкому, уникальному артисту. Есенин в «Теме» — одна из наиболее мощных, многоплановых и ироничных его ролей.
Неоднозначный образ создала талантливая актриса Инна Чурикова. Это ее тонкая, интеллигентная героиня, сотрудница музея, подарила писателю Тему.
«То, что было в вашем поэте, перейдет к нам. Я напишу, как вы ищете связь погибших с живыми. И не прервется нить», — обещал ей Есенин.
Киностудия «Мосфильм»
Авторы сценария – Глеб Панфилов, Александр Червинский
Режиссер – Глеб Панфилов
Оператор – Леонид Калашников
В ролях: Михаил Ульянов, Инна Чурикова, Евгений Весник, Евгения Нечаева, Сергей Никоненко, Станислав Любшин
Год: 1979
Смотреть онлайн Тема (1979):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1979 года