— Примерно в ту же пору — в 1921 году — происходит и действие другого фильма — «Тихая Одесса». Только этим он и сродни «Седьмому спутнику», да еще тем, что тоже является экранизацией литературного произведения — одноименной повести А. Лукина и Д. Поляновского (сценарист В. Валуцкий). Основного, главного, запоминающегося героя здесь нет…
— Им мог бы стать юный Алеша Толмачев, только что демобилизовавшийся из Красной Армии по болезни и приехавший в Одессу, чтобы поступить в университет, но волею обстоятельств оказавшийся активным разведчиком-чекистом. Однако не стал. Он потерялся, растворился среди образов других равнозначных персонажей — руководителя ЧК Донатова (арт. П. Крылов), начальника отдела ЧК Оловянникова (арт. Е. Кузнецов), ряда сотрудников — агентов ЧК. И ведь каждый из них полон мужества, решимости, стойкости в борьбе с врагами, так что «отличается» от них Алексей только своей молодостью. Мог бы еще и неопытностью, но почему-то чуть ли не с первого задания он ведет себя, как старый и многоопытный чекист…
— Но нельзя винить в этом молодого артиста Московского театра имени Ленинского комсомола Вадима Ганшина (до этого снимавшегося в картине «Казнены на рассвете» в роли Александра Ульянова). Ни сценарий, ни режиссура, видимо, не ставили перед ним других задач. В центре повествования оказался он потому лишь, что так предусмотрено сюжетом, что он чаще других появляется и дольше других пребывает на экране. И в пределах каждого данного эпизода артист делает все, что положено, убедительно и верно решает частную конкретную задачу, а вот обогащения, развития образа не получается: в приключенческом фильме, по мнению его создателей, это вроде бы и не обязательно…
— Действительно, в «Тихой Одессе» взяты на вооружение только те драматургические, стилевые, изобразительные признаки жанра, которые лежат на поверхности и составляют его основу. Для изложения сюжета, для пересказа содержания повести языком экрана этого оказалось достаточно, а для воссоздания атмосферы эпохи, для раскрытия сути и диалектики событий — маловато…
— И все же сложная, хитроумная история того, как был раскрыт и ликвидирован контрреволюционный заговор в «тихой» Одессе 1921 года, представит определенный интерес для зрителей.
— К тому же, вызывают пристальное наше внимание не только повороты сюжета, а и многие любопытные детали, типы того времени и тех мест. Режиссеру (В. Исаков) и оператору (Ф. Сильченко) удается то броско, сочно воспроизвести сценку на одесском базаре, то весьма самобытно и живописно изобразить какого-нибудь батьку-атамана (к примеру, Нечипоренко в исполнении артиста В. Дальского), то развернуть перед зрителями панораму знаменитых Одесских катакомб, где засели ожидающие сигнала к выступлению бело-бандиты…
— Стоит упомянуть и «лирическую» сторону сюжета, правда, возникшую во второй половине ленты и в достаточной мере не развернувшуюся, но предполагающую яркое продолжение. Речь идет о Галине — любимице и правой руке петлюровского атамана. Пробравшийся в его стан Алексей Толмачев, естественно, мог ее только ненавидеть, подавив начавшуюся было ранее в поезде любовь.
Мажорной нотой завершается повествование о героизме, мужестве, верности, подвиге — обо всем том, что было нормой поведения для людей, верой и правдой служивших революции, не жалевших жизни для защиты ее завоеваний.
Смотреть онлайн Тихая Одесса (1967):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1967 года