Могут ли два кинокритика сойтись в оценке достоинств и недостатков почти дюжины фильмов! Конечно, нет.
Как же быть! Спорить! Но если вести спор доказательно, он займет в «Спутнике» очень много места. Поэтому мы решили найти и отметить в фильмах, выходящих на экраны в июне, то, что, по-нашему мнению, может оказаться интересным для самых широких кругов кинозрителей.
Довольно часто обозревают кинорепертуара в очередных номерах «Спутника» говорили о его тематическом разнообразии. Повторяться не хочется, а вот о географии, кажется, еще разговора не было.
Начать кинопутешествие по июньскому экрану можно с нашей столицы. Основные события фильма «Три тополя на Плющихе» происходят в Москве. Картина «Тихая Одесса» перенесет нас в город у Черного моря, «Седьмой спутник» покажет тревожный Петроград времен гражданской войны, а картина «Город просыпается рано» по-новому расскажет о солнечном Тбилиси и его темпераментных жителях. Наше путешествие может быть продолжено и за пределами советской страны. Действие фильма «Отклонение» происходит в Болгарии. Вместе с героями польского фильма «Полный вперед!» мы перенесемся в экзотические города и страны. Захочется побывать в США — пожалуйста, посетите кинотеатр, где будет демонстрироваться фильм «Ловко устроился», и вы сможете посмеяться над некоторыми аспектами жизни провинциального американского городишки. Вот далеко не полный перечень географических пунктов нашей планеты, в которых можно очутиться с помощью фильмов ВТОГО месяца.
Но мы хорошо знаем, только географией, как бы ни была оно разнообразна, вас в летнее время в кинотеатры не завлечь. Посему поговорим поподробнее о том, что привлекло наше внимание в фильмах июньского репертуара.
Посмотрев фильмы, вероятно, вы согласитесь с тем, что наиболее весомы и значимы по своим идейным и художественным качествам среди других кинопроизведений этого месяца — «Три тополя на Плющихе» и «Седьмой спутник». С них и начнем разговор.
— Это, пожалуй, тот случай, когда совпадут мнения и киног критика, и главного редактора, и, надеемся, зрителя. В фильме, несмотря на «камерный» сюжет, малое число действующих лиц, поднимается большая морально-этическая проблема и из незначительных на первый взгляд событий можно сделать весьма значительные выводы. А произведений такого рода у нас не так уж много; чаще наоборот — на экране в весьма масштабном изображении мчится «поток жизни», развертываются серьезные и сложные события, многие судьбы многих героев проходят перед нами, в итоге же ничего существенного ни о жизни, ни о людях не узнаешь… — Но ведь и здесь, на первый взгляд, нет никаких открытий. То, что человеку мало безбедного существования, а необходимо и тепло искренних душевных чувств, что мстит
за себя отход от чистых и светлых стремлений — все это известно данным — давно…
— И все же в «Трех тополях на Плющихе» частный случай подобного «прозрения» человека исследован и показан с такой глубиной и тщательностью, что обретает обобщающее звучание. Короткая, случайная встреча героя и героини дает обильную пищу для размышлений над одной из «вечных» тем бытия. И размышлений не «вообще», не отвлеченных, а исходящих из конкретных условий, обстоятельств, принципов нашего, советского образа жизни.
Судите сами. Живи Нюра (Анна Григорьевна тож) не среди сегодняшних советских людей — кто бы осудил ее за излишнюю заботу о личном своем хозяйстве? Откуда бы родилась в ней подспудная, неосознанная неудовлетворенность, оказавшаяся более сильной, чем многолетнее явное удовлетворение житейскими успехами, налаженностью, прочностью повседневных семейных отношений?
— Да, пожалуй, именно потому, что сильны в ней взгляды и стремления, воспитанные советским обществом, потерпела крах ее практическая житейская философия, хотя ничего особенного не случилось, не произошло каких-либо событий. Просто встретился Нюре человек, чьи слова, поведение, весь духовный облик крепко запали в душу и заставили задуматься о многом…
— Итак, он и она. Двое. Интимный мир их чувств и переживаний. А в результате — интересно всем. Что же и почему именно интересно? Тем, что видим мы одновременно и жизнь в ее повседневном, будничном течении, и процесс, сложный внутренний процесс осмысливания человеком происходящего вокруг, в себе, в окружающих. Интересно следить, как за кажущейся безмятежностью Нюры, привычно и не без удовольствия занимающейся своими хозяйскими делами — пораньше надо коров подоить, дать корм курам, поросятам, выполоскать белье на речке,— нет — нет, да и прорывается нотка беспокойства, печали. Ведь все меньше и меньше тепла, душевности в ее отношениях с мужем, все более суровым, скучным хозяйчиком, прямо каким-то стяжателем становится дорогой Гриша, и ее приучил рассчитывать, да подсчитывать, да хитрить в целях пущей экономии…
— Интересно, что именно такой остается Нюра во всех эпизодах во время своей поездки в Москву, верна себе она в разговоре с золовкой, которую яростно убеждает не рушить семьи, не разводиться с мужем. Такова Нюра и во всех эпизодах с Сашей — шофером такси. И все-таки истинные, глубинные, не умершие еще свойства чистой и светлой ее натуры просвечивают «вторым планом» сквозь все наносное, сквозь каждый жест, движение, реплику, «читаются» в ее реакции на все увиденное, услышанное, происходящее вокруг. Все это понял, почувствовал немолодой уже шофер и потянулся всем сердцем к этой душевно-обаятельной деревенской женщине. Ибо и сам он — человек красивой души, любящий людей широко и бескорыстно. Человек, чувствующий себя счастливым оттого, что занят трудом, полезным обществу, оттого, что делает добро людям. И надо обладать большим талантом и мастерством, чтобы выявить все эти черты души, черты характера своего героя в обстоятельствах обыденных, когда не происходит никаких выраженных внешне конфликтов, столкновений.
— Вот мы и пришли к важному выводу: это фильм двух героев. Глубина и яркость образов Нюры и Саши — обязательное и главное условие успеха произведения в целом. А Татьяна Доронина и Олег Ефремов творческие задачи, стоявшие перед ними, выполнили блестяще. Сколько непосредственности, обаяния, душевной чуткости и щедрости обнаружила актриса в своей Нюре за недолгое путешествие ее в Москву и по Москве, с какой полнотой выразил Ефремов в своем усталом и суровом на первый взгляд Саше жадное внимание к жизни, к людям, готовность открыть большому чувству сердце, полное живой, горячей крови!
Но в фильме есть и третий герой — Нина, сестра Гриши (арт. А. Румянцева). Не в пример брату, она не погрязла в суете житейской, смело порвала сложившиеся отношения во имя любви, осветившей ее жизнь, окрылившей мечту, поднявшей к деянию, к осмысленному, ответственному созиданию своего будущего. Ее страстная исповедь произвела большое впечатление на Нюру, заставила призадуматься…
— Как, впрочем, и поведение четвертого героя — Гриши (арт. В. Шалевич). Поведение мужа, его отношение подготовили почву для Нюриной переоценки ценностей…
— И все же, это важные, но второстепенные персонажи. Фокус фильма — выразители замысла драматурга А. Борщаговского и режиссера Т. Лиозновой, и выразители великолепные — Т. Доронина и О. Ефремов. Тонкая их игра, замечательная человеческая сущность их героев доставят зрителям истинное удовольствие, заставят задуматься о жизни, о том, что есть в ней высокого и низменного, о щедрости и красоте души, о ценностях — мнимых и настоящих. А это никогда не поздно…
Смотреть онлайн «Три тополя» на Плющихе (1967):
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1967 года