У нее хрупкая, беззащитная фигура, пристальный, холодный, почти вызывающий взгляд и полурассеянное лицо человека, всецело поглощенного одной мыслью или чувством, когда ни на что иное не остается ни времени, ни сил.
Когда узнаешь, что она много лет увлеченно стреляет из лука, этому не удивляешься. Как и громкому званию мастера спорта.
Заманчиво, по первом впечатлению, зачислить ее к амазонкам, к дриадам. Так или примерно так рассуждал Анатолий Эфрос, когда в фильме «В четверг и больше никогда» сделал ее душой природного заповедника, безмятежным сорванцом, готовым любить так же естественно, как дышать.
Через семь лет в фильме «Идущий следом», чтобы составить приговор мятущемуся, потерявшему себя герою, в сибирской идиллической глуши вспыхивает ненадолго лицо молодой одинокой учительницы – и тоже озаряет все вокруг светом заповедности, уютом, человеческой, доброй теплотой. До конца своих дней будет вспоминать ее герой, как и весь этот потерянный, заснеженный край настоящей, неземной жизни.
Человек-символ. Возможный, но не прожитый кем-то вариант его биографии. Любовь невостребованная, или востребованная по ошибке, от бравады, со зла – результат-то один. Не оттого ли такая печаль в глубине глаз актрисы, даже если она шутит и веселится?
Глаголева положительно незаменима, когда – как в «Звездопаде» или в «Торпедоносцах» — боль ее души модно объяснить колючими огненными годами, когда в самом воздухе, кажется, разлита общая боль бесконечных потерь. Но и во многих других сюжетах, без подобной вселенской мотивировки, она будто отмечена особой печатью, как бы изначально избрана для особой судьбы. Она не принадлежит себе в фильме «На край света», там ее ведет удивительная для наших дней любовь, всепоглощающая и все подчиняющая. В криминальных коллизиях «Преферанса по пятницам» отозвался другой поворот мотива – существо циничное и взбалмошное, ее героиня, будто сомнамбула, подчинена чужой, очень злой воле и безотчетно готова пойти на все.
Для пестрой и неожиданной роли «Выйти замуж за капитана» Вера Глаголева будто захватила томик «Избранного» из прочих своих ролей. Она – и «дриада», и «сомнамбула дьявола», и расхристанный вполне современный человечек, замусоривший себя плохо понятым, тотальным наплевательством, и – тем не менее – робкая, беззащитная, полузатравленная душа, больше всего в мире боящаяся разочароваться в сказочно желанном человеке, просто так, ни за что ни про что, посланном судьбой. Но вдобавок она еще и немножко пародия на все то, что пришлось сыграть. Редкая в нашем репертуаре роль по живой своей противоречивой наполненности.
Рассказать в блоге
На форуме