Tuesday, April 30th, 2024

В огне брода нет (1968)

Дата 16 августа, 2012 Автор   ·   Нет комментариев

В огне брода нет (1968)Все разнообразнее решается тема войны в сегодняшних фильмах — то в ключе эпическом, то в приключенческом, то в философском. Следующий фильм — тоже о войне, но о войне давней, гражданской, о первых годах революции.

По внешней фактуре этот фильм — бытописательский, с подробными, неповторимыми деталями, с густой атмосферой тех лет, разрухи, бедности и героизма. Драматург Е. Габрилович, постановщик фильма и соавтор сценариста Г. Панфилов воссоздают быт и обстановку удивительно достоверно, подчеркнуто-зримо. Разбитый полустанок, пропахший человеческой болью санитарный поезд, барак, где спят в ветоши герои-ребята из продотряда, отношения людей, их одежда, походка, словечки — все, все словно только что подсмотрено в жизни. В жизни, ушедшей полвека назад. Здесь успешно поработали и режиссер, и оператор, и художники, и костюмеры с декораторами. Но все-таки фильм не об этом, не о быте и его подробностях. Прежде всего этот фильм о таланте и его судьбе в огненные годы. Мы признали и полюбили актрису И. Чурикову по блистательной эпизодической роли в фильме «Старшая сестра». Здесь ее роль главная — и кто знает, может быть, она останется для нее главной надолго. Так истово, убежденно, просто-таки фанатически играет она свою странную героиню Таню Теткину. Странную внешним видом — такую нарочитую золушку, дурнушку. Странную своим первозданным, навсегда искренним отношением ко всему происходящему. Странную своим внезапно вспыхнувшим талантом к рисованию. Эта видимая странность — лишь закономерность для человека такого таланта и такой искренности, утверждают авторы. Эта «странность» приводит к осознанному героизму, когда, без остатка поверив, человек способен отдать за веру жизнь там, где другой поколебался бы, нашел компромиссы… Так утверждают авторы. Так верим им мы почти всю картину. Но где-то… Но где-то понимаем, что мысль завела авторов слишком далеко — и в вере своей они стали аскетичными, а в убежденности — жестокими. На самом деле. Коменданту поезда, в убедительном исполнении М. Глузского, не веришь с самого начала. Разговоры о всеобщей жестокости, о том, что мало еще крови вокруг, маниакальная подозрительность— все это исторически не оправдалось, потерпело идейное банкротство. И прав комиссар (А. Солоницын), видящий в будущем царство добра и справедливости. Но почему же так получилось, что, убрав к финалу комиссара (он уезжает на фронт, в бой), авторы сосредоточили все пристальное, пристрастное и вовсе уже не критическое внимание на коменданте? Да, он ведет себя, как герой, да логически приходит к подвигу и к смерти безраздельно верящая ему Таня Теткина — и мы бы в этих условиях, в этой избе белых не вели себя иначе, но…

Но вспоминается почему-то доброе и ироническое стихотворение Михаила Светлова о том, что не нужно убивать своих героев. А если говорить серьезно, начинаешь внутренне протестовать против излишней обостренности и жестокости мысли, выстроившей такой обостренный и жестокий сюжет. В конце концов, фильм, как художественное произведение, его мысль, его сюжет создавал не глуповатый и героический комендант. Его создавали, его утверждали, как этическую и эстетическую категорию, сегодняшние творцы, люди высокого интеллекта и высокоразвитого чувства гуманизма. В огне брода нет — это верно. Идейная и физическая борьба с врагом непримирима и иной быть не могла. Здесь двух мнений быть не может. Но может быть разное развитие и разное построение мысли, сюжета. В этом случае развитие авторской мысли привело нас к торжеству утверждений коменданта, с которыми поначалу сами же авторы спорили словами умного и добро мыслящего комиссара… Развитие авторской мысли привело нас к кровавой развязке — непростительно легко гибнет большой талант, о котором сами авторы рассказали нам с любовью и трепетом. Но, как бы то ни было, наши претензии — претензии к мысли, а не к ее исполнению. А об исполнении мы уже говорили. С начала и до конца смотрится с нервом, с напряжением, с любовью этот талантливый фильм о героизме и стойкости, о лишениях и коротком человеческом счастье, о необыкновенных и незабвенных людях, о наших отцах и матерях.

Смотреть онлайн В огне брода нет (1968):

Смотреть онлайн:

Рассказать в блоге

На форуме

Смотреть онлайн В огне брода нет (1968). На нашем сайте Film-old.Ru размещены старые фильмы и вы можете смотреть В огне брода нет (1968) совершенно бесплатно и без регистрации. Надеюсь вам понравится на нашем сайте и вы найдете именно тот фильм, который вы искали. Приятного просмотра!

Метки:

Комментарии (0)



60-е

фильмы 1968 года

Еще старые фильмы

Умереть молодым (1991)

Художественный фильм в жанре мелодрамы был снят американским кинорежиссером и сценаристом Джоелом Шумахером. На исполнение роли главного героя пробовались, но затем отказались сниматься: Мэл Гибсон, Кэрри ...

Последние