Как известно, запахом горького миндаля обладает цианистый калий… Тем зрителям, которые собрались в субботний вечер сходить на легкую развлекательную картину, я, пожалуй, не рискнул бы рекомендовать «Запах миндаля». Это серьезный фильм. Неустроенные судьбы, житейские драмы, слезы, отчаяние, даже самоубийство — вот его содержание. И все на любовной почве.
Фильм задуман как опровержение высказываний одного из его героев, аспиранта Белокожева (арт. Стефан Данаилов). Этот бородатый молодой человек произносит в не очень-то подходящих условиях —в парке, наедине с девушкой — пространный монолог о превосходстве высшего, механического, электронного разума. Основное преимущество такого мозга, по словам аспиранта, заключается в отсутствии эмоций, которые только мешают людям жить и работать. Конечно, сама эта наукообразная трескотня не что иное, как желание покрасоваться перед собеседницей, тот же распущенный павлиний хвост, который он сам едко осмеивает. Но даже высказанная в ироническом контексте подобная точка зрения не устраивает авторов картины. Люди — не роботы, без эмоций, без переживаний жизнь на земле прекратилась бы, хотя люди могут заблуждаться, ошибаться, страдать, и поэтому относиться друг к другу следует бережно, иначе можно натворить непоправимых бед, даже руководствуясь лучшими побуждениями.
Так, Женя (арт. Антония Челчева), желая избавить свою подругу Герду (арт. Невена Коканова) от связи с пожилым, бесперспективным, как она считает, Михаилом (арт. Георгий Георгиев), сообщает об их встречах его жене. Результат — разбитые жизни всех троих. Вроде бы узел затянут так плотно, что выхода нет, что только смерть может изменить положение, но фильм ясно говорит о том, что самоубийство—никакой не выход, что это крайнее проявление той же бесхарактерности, которой подвержен человек. А с другой, куда менее печальной стороны, философию аспиранта разбивает вдребезги… сам аспирант. Достаточно было бодрого марша под дождем, нежного взгляда и крепкого поцелуя красивой девушки, как слетела с доморощенного нигилиста вся его заумная показуха, и проснулись в нем те же самые извечные чувства, которые он только что отрицал. Этой оптимистической нотой и заканчивается фильм.
ФИЛЬМ ОТСУТСТВУЕТ
Рассказать в блоге
На форуме
Метки: фильмы 1967 года