Слово убийство стало расхожим кинематографическим заголовком. И прочтя название этого фильма, вы, видимо, настроитесь посмотреть что-нибудь вроде «Убийства по-чешски», «Убийцы с того света», «Убийства без наказания», «Смерти за занавесом» или «Золотой пули». Сразу же предупредим. Фильм не такой, не из этого ряда. Он навеян одной из трагических страниц классовой, революционной борьбы нашего века. Кинематографисты ГДР с болью и гневом поведали о подлом убийстве вождей немецкого рабочего класса Карла Либкнехта, Розы Люксембург, о кровавом злодеянии реакции, которое никогда не забудет и никогда не простит человечество.
Перед нами проходит история этого политического преступления, история того, как палачи пытались замести следы. Рассказ об этом облачен в действенную драматическую форму. Судебный процесс, показанный на экране, стал ареной столкновения не только обвинителей и обвиняемых, защитников, судей, но и тех классовых сил, которые за ними стоят. Борьба осложняется неожиданными препятствиями, появлением незванных свидетелей, вынужденными признаниями. Поставлена картина искусно, с точным ощущением законов жанра (режиссер В. Людерер). В ней принимают участие отличные артистические силы. Кстати сказать — мы редко об этом пишем, — фильм хорошо сдублирован на киностудии имени М. Горького режиссером А. Андриевским. Основные роли озвучены А. Консовским, Н. Александровичем, В. Кенигсоном. Все это способствует живому интересу, с которым смотрится это остро-публицистическое социальное расследование. Материалы суда над прогрессивным журналистом, выдвинувшим обвинения немецкой юстиции в сокрытии виновников преступления, позволили авторам фильма раскрыть многое. И картину расправы над руководителями компартии, убитыми в январе 1919 года. И политическую обстановку в Германии 1929 года, когда шел этот суд. И то, насколько государственная машина веймарской республики была пропитана духом реакционного прусачества, и то, как прорастали ростки фашизма.
В фильме два слоя времени — сам судебный процесс и, отдаленное от него десятилетием, преступление, обстоятельства которого возникают в показаниях свидетелей и участников, в воспоминаниях и документах. Но социальный опыт зрителей как бы дополняет повествование третьим временным слоем. Рассказанное с экрана перекликается с событиями наших дней — с попытками оправдать злодеяния нацистских преступников ссылками на выполнение приказов, на верность служебному долгу и т. п., с практикой политических убийств, широко взятой на вооружение империалистической реакцией.
Фильм раскрывает корни и механизм подобных убийств, призывает к бдительности, и в этом его большое общественное значение.
ФИЛЬМ ОТСУТСТВУЕТ
Рассказать в блоге
На форуме