Wednesday, May 8th, 2024

Дорога (1954)

Дата 13 августа, 2012 Автор   ·   Нет комментариев

Дорога (1954)Кому не знакомо имя Федерико Феллини, одного из крупнейших кинематографистов современной Италии? Вначале он выступал в качестве сценариста (был, в частности, соавтором Росселини по фильму «Рим — открытый город»), затем стал режиссером. Широкую известность получили поставленные им фильмы «Ночи Кабирии», «Сладкая жизнь», «Восемь с половиной», последняя работа — «Джульетта и духи».
Творчество Феллини — сложно и противоречиво. Художник стремится исследовать внутренний мир человека во всей его психологической глубине, и в то же время поднимает остро социальные вопросы, размышляет о смысле жизни человеческой, о трагической судьбе женщины в буржуазном обществе, о месте в нем художника, о религиозных предрассудках. Язык фильмов Феллини, особенно последних, становится все более усложненным, он все чаще обращается к иносказаниям, символике, богатейшая фантазия и творческий поиск направляются на выражение собственной метущейся души, не находящей ответа на мучительные проблемы, выдвигаемые сегодняшней действительностью капиталистического мира.

«Они бродили по дорогам» («Дорога») — одна из первых крупных рабрт большого мастера, точнее — его третья самостоятельная постановка. И хотя повествование развивается в ней в реалистическом плане, в целом она — аллегорична. Феллини наделяет основную героиню чертами некоей неполноценности, слабоумия, стремясь этим оправдать необычность ее поведения, хотя вся судьба ее является правдивым отражением положения женщины в сегодняшней Италии, лишенной каких бы то ни было прав на духовную самостоятельность, где доброта, терпение, верность не ценятся по достоинству. Точно так же Матто, артист цирка «шапито», в котором одно время работали героиня и ее спутник, представлен условно, как фигляр и шут, эксцентрично ведущий себя и в жизни, хотя его устами излагаются высокие истины, и он — единственный человек, понявший Джельсомину, помогший ей принять правильное решение стать на путь тяжкий, но единственно правильный для такой натуры, как эта растерянная, не умеющая руководить собой, но искренняя, чистая, преданная своему жестокому сожителю женщина.

Джельсомина попала к бродячему артисту Дзампано случайно: умерла Роза, ее старшая сестра, работавшая с Дзампано. Ему нужна новая партнерша. Так начинается скорбный, трагически завершившийся путь девушки, вынужденной после суровой дрессировки заменить сестру не только на представлениях, но и в постели своего хозяина. А он, Дзампано, в сущности, не какой-либо злодей, не изверг. Для него такое положение вещей — норма, привычный порядок, которого придерживаются все в жестокой борьбе за существование. Он считает спутницу чем-то вроде своей собственности, безответной собачонкой, которая должна ему служить преданно и не требовать в ответ ни участия, ни ласки. Не стесняясь и не скрывая этого от Джельсомины, он заводит себе любовниц, но в одном из трактиров он небрежно назвал свою спутницу женой, и это определило дальнейшее отношение к нему Джельсомины.

Но вот в цирке «шапито» у Дзампано, не выдержавшего насмешек Матто, происходит с ним схватка; он бросился на Матто с ножом и попал в полицию. Хозяин предлагает Джельсомине уехать с ними дальше, бросить Дзампано. Она еще не разобралась в своих чувствах к Матто, к «мужу», но не решается покинуть человека, к которому привыкла, в трудный час. И Матто, убежденный, что Дзампано не достоин такой привязанности, понимает, что для Джельсомины всякий иной путь в жизни оказался бы не под силу, стал бы гибельным.

Судьба еще раз свела Дзампано и Матто на дорогах странствий. И здесь, на глухом участке пути, в возникшей снова драке бродячий артист убивает Матто, посмевшего осмеять жизнь, которую ок ведет.
Джельсомина потрясена, у нее начинается нервная горячка. Поведение Дзампано заметно меняется, он по-своему, грубо проявляет некоторую заботливость о спутнице. Но жизнь есть жизнь, и он есть он: мужчина оставляет на дороге больную женщину, которая стала обузой.

Характерна для творчества Феллини концовка фильма. Прошли годы, Дзампано дает представление в тех местах, где когда-то встретился и работал с Джельсоминой, узнает, что она снова вернулась сюда, но давно умерла. Его грызет совесть, одиночество, тоска по единственному существу, искренне к нему привязавшемуся и так безжалостно покинутому им. Пьяный Дзампано ночью плачет на пустынном пляже в позднем раскаянии.

Точно так же плачет Моральдо, герой его фильма «Маменькины сынки», прощаясь с городом своей юности, с привлекательным, но равнодушным и безотрадным миром пустых бездельников, из которого он вырвался. Плачет Аугусто, умирающий в овраге, избитый своими товарищами по шайке за то, что совершил, быть может, первый в своей жизни благородный поступок («Мошенничество»). Плачет маленькая, смешная проститутка Кабирия, для которой нет счастья в этом ужасном мире, где даже человек, которого она считала совершенством, безжалостно ограбил ее, погасив последний луч надежды на хоть что-нибудь светлое в жизнии.

И еще, эти побежденные в борьбе за человеческое существование герои Феллини часто встречаются в финале с юностью. И Моральдо, уходя из города, ведет последний разговор с мальчиком-железнодорож- ником, товарищем своих ночных прогулок.

И мимо умирающего Аугусто проходит группа детишек, а он кричит им вслед: «Подождите… я хочу с вами». И Кабирия видит группу юношей и девушек, отвечает на их заигрывание своей замечательной, наивной, робкой и светлой улыбкой. И герой картины «Восемь с половиной» вспоминает, каким был 30 лет назад, юным участником циркового оркестра.

Встреча с юностью — живая, живительная, очищающая нота в печальных финалах картин Феллини: это встреча с теми, кому принадлежит будущее, с теми, кто должен сделать это будущее лучшим, чем настоящее…

Но вернемся к картине «Они бродили по дорогам». Она впечатляет не только глубиной замысла, свежестью скупого, но точного и тонкого режиссерского решения, но и великолепным актерским мастерством выдающейся артистки Джульетты Мазины, хорошо известной советским зрителям и любимой ими, и американского артиста Антони Куинна, с необыкновенной собранностью и внутренней щедростью таланта играющего роль Дзампано. Если бы зрители заранее знали не только сюжет, но и все перипетии фабулы, все детали изобразительного решения фильма — даже при этом условии знакомство с работой замечательных исполнителей, восприятие всех тонкостей их актерского мастерства доставило бы большое эстетическое наслаждение. А достоинства картины не только в этом…

Смотреть онлайн Дорога (1954):

Смотреть онлайн:

Рассказать в блоге

На форуме

Смотреть онлайн Дорога (1954). На нашем сайте Film-old.Ru размещены старые фильмы и вы можете смотреть Дорога (1954) совершенно бесплатно и без регистрации. Надеюсь вам понравится на нашем сайте и вы найдете именно тот фильм, который вы искали. Приятного просмотра!

Метки:

Комментарии (0)



50-е

фильмы 1954 года

Еще старые фильмы

Умереть молодым (1991)

Художественный фильм в жанре мелодрамы был снят американским кинорежиссером и сценаристом Джоелом Шумахером. На исполнение роли главного героя пробовались, но затем отказались сниматься: Мэл Гибсон, Кэрри ...

Последние